Особенности пасхального богослужения

В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни одного праздника она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник светлого Христова Воскресения. Поэтому и самое Пасхальное Богослужение у нас единственное и неповторимое. Оно есть одно сплошное ликование. Если бы мы стали приводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать ее целиком, потому что трудно решить, какому из песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны.

Перед Пасхальной утреней совершается чин полунощницы, где на 9-й песни канона Не рыдай мене Мати плащаница уносится с середины храма в алтарь и полагается на святой Престол до Отдания Пасхи.

По окончании полунощницы начинается Пасхальная утреня крестным ходом с пением воскресной стихиры 6-го гласа Воскресение Твое Христе Спасе. Перед закрытыми дверьми храма после возласа Слава Святей... наступает такой момент, которого все очень ждут: духовенство поет тропарь Пасхи Христос воскресе из мертвых... , и люди подхватывают эти долгожданные слова.

Пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в тоже время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея - всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Зато на Пасхальной службе практически все поется. Во время пения пасхального канона священники совершают каждение народа со словами «Христос воскресе!», люди отвечают: «Воистину воскресе!» Все убранство храма, облачения духовенства – праздничное, ярко-красное. Царские врата алтаря всю Светлую седмицу бывают открытыми. Вся пасхальная служба - неумолкающий, торжественный гимн светлому Воскресению Христову. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом… В светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает. Величественное и многознаменательное Пасхальное богослужение являет верующему все, что в христианстве есть таинственного, высокого и спасительного для души, светлого, отрадного и утешительного для сердца. Именно в минуты величественнейшего Пасхального богослужения христианский восторг захватывает душу человека всецело и господствует в ней над всеми другими ее мыслями, чувствами и стремлениями.

На этой службе мы слышим Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста, удивительное по содержанию: Все, кто был благочестив и боголюбив, - пусть наслаждаются этим добрым и светлым торжеством. И все, кто был благоразумен, - пусть войдут в этот день в радость Господа своего. Кто трудился и постился - пусть получит сегодня награду. Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые - пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и непостившиеся - пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своем убожестве - потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет - потому что в этот день Бог дал людям Свое прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова.

Христос Воскресе! - мы говорим с чувством духовного восторга и трепета, и эти слова хочется произносить без конца, слушая в ответ два других святых слова - Воистину Воскресе!

История

В ранней Церкви Великий пост служил подготовкой к принятию оглашенными Таинства Крещения в ночь Великой Субботы. Из баптистерия новокрещенные шли в храм к принятию Святых Таин на пасхальной литургии. Принятие Крещения на Пасху переживалось по-особенному как участие (со-погребение и со-воскресение) в вольной Смерти и Воскресении Господа: "…мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 4).

В IV веке, когда институт оглашенных потерял свое значение, Великий пост из подготовки оглашенных стал временем покаяния и подготовки верующих к Пасхе.

В православии шествие из баптистерия в храм осталось по отдельности в чине крещения в виде послекрещального шествия, а в чине пасхальной службы в виде крестного хода перед литургией.

В византийском чинопоследовании литургии в Великую Субботу сохранился ряд элементов от "крещальной литургии":

  • чтение на Вечерне, совершаемой непосредственно перед собственно литургией, паремий (ветхозаветных чтений) для покрытия времени крещения оглашенных баптистерии, пока верующие ожидали их в храме;
  • апостольское и евангельское чтения на литургии;
  • Пение вместо Трисвятого крещального гимна "Елицы во Христа крестистеся " (крещенные входили в храм).
  • переоблачение священнослужителей в светлые одежды во время пения "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех " по чтении Апостола.

В католицизме древний обычай крещения взрослых на Пасху сохранился. Обряд крещения проводится в ходе Пасхальной Литургии между Литургией слова и Евхаристической Литургией. В Православии в настоящее время обычай крещения взрослых на Пасху вновь возрождается, но, как правило, из-за удаленности баптистерия - крещальной купели, крещение проводят отдельным чином в Великую Субботу или на Пасху днём.

Общие замечания

От дня Пасхи седмицы начинаются с Недельного дня (воскресенья) и оканчиваются субботой — седмицы периода пения Постной Триоди, исключая Страстную седмицу, начинаются с понедельника и оканчиваются Неделей. Празднование Пасхи продолжаетя в течение 39 дней и заканчивается в канун Вознесения, когда бывает Отдание Пасхи. По воспринятому в Русской Церкви при митрополите Сергии в 1929 от современной греческой Цветной Триоди обыкновению, в канун Отдания совершается чинопоследование, аналогичное последованию служб Светлой седмицы, с пением пасхальных часов.

По сложившейся в России к концу XIX века практике, пасхальную утреню (также часто именуемую "заутреней ") принято начинать ровно в полночь по местному времени пением в алтаре духовенством стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе ". Стихира поётся трижды: первый раз - тихо, при затворённых Царских вратах и задёрнутой катапетасме (завесе). Второй раз - несколько громче, при закрытых Царских вратах, но открытой катапетасме. Третий раз - при отверстых Царских вратах, громко и до половины; вторую половину стихиры велегласно допевает хор.

Чинопоследование пасхальной утрени отличается от обычной праздничной утрени и состоит из: благословения, стихов с пением пасхального тропаря, великой ектении, канона, ексапостилария, стихир на хвалитех, чтения Огласительного слова свт. Иоанна Златоуста («Аще кто благочестив и боголюбив…»), пения тропаря св. Иоанну Златоусту и пасхального тропаря, отпуста. Обычных для праздничной утрени шестопсалмия, полиелея, величания, евангельского чтения и великого славословия не бывает.

Утреню предваряют чтение Деяний апостольских и пасхальная полунощницу с каноном Великой субботы. На 9-й песни канона плащаница уносится со средины храма в алтарь и полагается на престол, где она находится до праздника Вознесения Господня.

Продолжая петь стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе " клир и народ исходят из храма и идут вокруг него крестным ходом. Пред затворенными дверьми храма предстоятель начинает утреню обычном возгласом "Слава Святей: ". Посем следует так наз. пасхальное начало, которое предваряет в течение всей Светлой седмицы служение вечерни, утрени и литургии: предстоятель трижды поет тропарь Пасхи "Христос воскресе ", лик троекратно повторяет. Затем предстоятель (клир) возглашает стихи из пророческого псалма "Да воскреснет Бог: ", в ответ по каждом из стихов народ поет тропарь по-единожды. Посем предстоятель — тропарь до половины, а лик (народ) доканчивает пение; при сем двери храма отверзаются (Устав предписывает, чтобы предстоятель сам их отворил).

Следуют пение канона Пасхи, пасхальные часы и литургия Иоанна Златоуста. Все молитвословия Пасхи, включая пасхальный канон — творение прп. Иоанна Дамаскина, поются.

При конце утрени, при пении слов стихир Пасхи: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», духовенство в алтаре и народ в храме христосуются, произнося слова Пасхального приветствия: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», троекратно целуются и дарят друг другу пасхальные яйца.

Пасхальные часы состоят из благословения, пения пасхального тропаря, воскресной песни «Воскресение Христово видевше…», ипакоя, кондака, отпуста. На литургии, в храмах, где богослужение совершается несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам. Вечером в день Пасхи совершается пасхальная вечерня. Пасхальные новозаветные чтения. Пасхальное богослужение продолжается всю Светлую седмицу. На Пасху в храмах освящают куличи и пасхальные яйца.

На литургии вместо Трисвятого — "Елицы во Христа "; бывает торжественное чтение 1-го зачала от Иоанна (Гл. 1, стихи 1 — 17), которое обычно делят на три статии. В Русской Церкви при соборном служении принято Евангелие читать на разных языках, как древних, так и новых. Интересно то, что 1-е зачало от Иоанна не повествует о Воскресении, но предлагает высокое богословие о Личности Воскресшего: 115-е зачало от Матфея (Глава 28-я полностью), наиболее близко повествующее о Воскресении, чтется на литургии Великой Субботы.

Согласно уставным предписаниям, по литургии должно быть «освящение брашен», но по сложившейся в XX веке практически повсеместной в СССР практике оно совершается в Великую Субботу.

Великая вечерня первого дня Пасхи

Вечером Недели Пасхи имеет совершаться великая вечерня, имеющая ряд особенностей: духовенство — в полном облачении; бывает чтение Евангелия (65-е зачало от Иоанна: Гл. 20, стихи 19 — 25). В отличие от обыкновения, Евангелие чтется предстоятелем в алтаре, а на практике — в Царских вратах лицом к народу, то есть на запад.