Пасха - это самый светлый и радостный для нас Праздник.
Праздник торжества Жизни.

Нет ничего важнее для каждого из нас, чем обрести спасение - вечную жизнь с Богом. И путь к этой жизни открыт нам Воскресением Христовым, обновляющим и воскрешающим наши души для любви к Богу и людям.

Я крещеный человек и верю, что Бог есть.
Достаточно ли этого для спасения?

Господь сказал своим Апостолам: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие... Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16, 15-16). Но веровать в Евангелие - благую весть о спасении Богом человека от власти греха и смерти - это больше, чем признавать существование Бога, ибо "и бесы веруют..." (Иак.2,19). Поверить в Евангелие означает принять его в свою жизнь: доверять Богу, полюбить Его, исполнять Его заповеди, иметь готовность изменить в соответствии с Евангелием свои прежние представления, обычаи и привычки. Важно твердо встать на спасительный путь веры, храня верность и преданность Богу. "Правило веры нашей начинается знанием, проходит через чувство и завершается жизнью, овладевая через это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его" (Святитель Феофан Затворник).

Обязательно ли ходить в храм?

Быть христианином - значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, "которая есть тело Его" (Послание ап. Павла к Ефесянам 1,23). Церковь - благодатный богочеловеческий организм, частью которого мы становимся, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы - Господа Иисуса Христа. "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?" (Лк. 6,46).

Важнейшей частью церковной жизни человека является посещение храма - дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь мы можем принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в Таинстве Причащения, очиститься от болезней через Таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает нашу жизнь.

Когда лучше бывать в храме?

В храм можно прийти в любой удобный час, но обычно христиане собираются в храме на богослужениях, которые происходят утром (Божественная Литургия) и вечером. Важнейший день общей молитвы это Воскресенье - малая Пасха, когда богослужение совершается в память о воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Также мы стараемся молиться и причащаться в храме в великие церковные праздники и в день наших именин.

В чем еще состоит церковная жизнь?

Кроме посещения храма, вера во Христа проявляется нами также у домашней молитве, в чтении Священного Писания, в участии в Таинствах Исповеди и Причащения. Однако нельзя ограничиться только этим: "Верующий должен быть виден не только по причащению Святых Таин, но и по новой жизни и богоугодным делам" (Святитель Иоанн Златоуст). Норма церковной жизни - служение Богу и ближним. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем рузумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Лк.11,27) - главная заповедь Христа.

Почему так важна молитва и как нужно молиться?

Молясь, мы вступаем в живое общение с Богом. В молитве осуществляется и раскрывается наша вера, надежда и любовь к Нему. "Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питье" (Св.праведный Иоанн Кронштадтский).

Важно молиться внимательно, с благоговением. "Выговаривая слова молитвы, не спеши, но дай им время отозваться в сердце, сделаться словами твоего сердца, твоею собственностью" (Св. праведный Иоанн Кронштадтский).

Образцом для нас является молитва "Отче наш", данная Господом, которую каждый христианин знает на память:

Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого" (Мф. 6, 9-13).

Основой домашнего молитвенного правила являются утренние и вечерние молитвы, которые есть в Молитвослове. Помимо посильного, но постоянного чтения молитв, в правило очень полезно включить отрывки из Евангелия.

Для чего нужен пост и обязательно ли его соблюдать?

Заповедь о посте дана Богом. Пост необходим для христианина, так как через него мы учимся послушанию Богу и Церкви, проходим подвиг воздержания и самоограничения. Соблюдение поста закаляет в человеке волю и вырабатывает стойкость в христианских убеждениях и действиях. Подлинный смысл поста заключается в сохранении себя от злых дел, слов и мыслей, а также в творении дел милосердия и любви к ближнему, телесный же пост напоминает и помогает в этом.

В Церкви установлены четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и однодневные посты (среда и пятница каждой недели). В постные дни принято воздерживаться от мясной, молочной пищи и яиц. В нестрогий пост можно есть рыбу. Пост требует меры и рассудительности. Каждый христианин должен выбрать приемлемую для себя меру поста в соответствии со здоровьем и жизненными обстоятельствами, и стараться ее исполнять.

Зачем нужна Исповедь?

Кающийся человек, желающий избавиться от своих грехов и духовных недугов, не может обойтись без Исповеди, как больной - без лечения. В таинстве Исповеди Господь Иисус Христос Сам подает кающемуся прощение грехов через молитву священника. Батюшка может также поддержать человека и подсказать ему пути и средства исцеления души. "Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому" (Преподобный Иосиф Оптинский).

Значение Причащения?

Причащаясь, мы являем любовь к Господу, исполняя заповедь Его, данную нам на Тайной вечери: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22,19). Причастие Святых Христовых Таин - это приобщение к Богу всего человеческого существа: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем! (Ин.6,56). Поэтому Таинство Святого Причащения является основой церковной и всей духовной жизни. Мы фактически принадлежим Церкви именно потому, что причащаемся Тела и Крови Христовых. Приступать к этому Таинству нужно после соответствующей подготовки, которая состоит в посте, молитве, оставлении всякой вражды и злобы через покаяние. "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 послание ап. Павла к Коринфянам 11, 28-29).

Как избежать ошибок в духовной жизни?

Чтобы избегать ошибок и получать необходимую помощь в духовной жизни, важно встретить духовника - внимательного и вдумчивого священника, который может давать советы с учетом конкретных жизненных обстоятельств. Такая встреча происходит, как правило, на исповеди.

Первоначальная непонятность богослужения и церковных традиций, замечания прихожан, незнание правил поведения в храме и подобные трудности вполне преодолимы и не должны становиться преградой на пути воцерковления. Для того, чтобы научиться понимать богослужение и Священное Писание, необходимо чтение духовной литературы. Правильно подобрать литературу для чтения может помочь священник. Для желающих более глубоко изучить православную веру при храмах действуют воскресные школы для взрослых и детей, проводятся беседы священника. Можно пойти учиться на богословские курсы и в высшие православные учебные заведения.

В духовной жизни необходимо проявлять рассудительность и остерегаться духовных подделок, предлагаемых сектантскими проповедниками и псевдоправославными "чудотворцами".

Для полноценного вхождения в жизнь Церкви важны постоянство в духовной жизни, а также последовательность и постепенность. Духовный путь требует усилий. Но именно на этом пути через преодоление, с помощью Божией, неизбежно встречающихся трудностей, достигается полнота жизни с Богом - радость и спасение. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его" (Мф. 11,12).

Перепечатано с Пасхального катехизического листка, выпущенного Библиотечным Фондом им. святых Кирилла и Мефодия по благословению Председателя Отдела религиозного образования и катехизации преосвященного Меркурия, епископа Зарайского.