В центре иконы - Христос, от Которого исходят лучи света - не простого земного света, но света Божией Славы. Отблески этого света - и на горе, и на упавших в страхе и изумлении учениках, и на всем. Рядом со Христом на вершине горы - пророки Моисей и Илия, они вошли в светящийся круг возле Него, они уже причастны Славе Божией и беседуют с Господом.

А ученики внизу - опрокинуты, потрясены, они не могут еще вместить и чуда, и силы Божией. Но это страх, полный радости и восторга: "Господи! Хорошо нам здесь быть!" Они не могут смотреть на сияющего ярче солнца Христа, как не можем мы впрямую смотреть на солнце в небе - но хотели бы остаться здесь надолго, навсегда.

Своими корнями иконография Преображения уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов. В IV столетии произошел переход от символических форм изображения к прямым, и в мозаике церкви Святой Екатерины на Синае мы уже видим все фигуры, изображение которых в дальнейшем закрепится в каноническом представлении сюжета: Спаситель, по сторонам которого стоят Моисей и Илия, и три павших ниц апостола внизу.

Спаситель обычно изображался в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображался молодым, а Илия - старцем. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.

Перепечатано из книги: Тростникова Е.В. Праздники Православной Церкви. М., 2008.