В Гефсимании по преданию завещала похоронить Себя Пречистая Богородица. В глубине Кедронской долины была высечена Ее гробница. Вблизи нее тогда располагалось селение Гефсимания.

В 5-м веке над гробницей Пресвятой Девы был поставлен храм. Сама гробная пещера обращена в часовню: каменное ложе, на котором три дня покоилось Непорочное Тело, служит престолом для совершения Божественной Литургии.Первоначальный храм был уничтожен при нашествии персов в 614 г., но гробная пещера уцелела. Теперь к ней ведет крытая лестница, построенная крестоносцами. Образовался подземный храм, совершенно темный, освещаемый лампадами и свечами. На половине лестницы справа и слева устроены пределы: направо в память святых Богоотцев Иоакима и Анны, налево - праведного Иосифа Обручника: они были также здесь погребены.

Подземный храм имеет крестообразную форму: в центре стоит гробная пещера, имеющая два входа, с запада и с севера; позади нее жертвенник православных в левом углу, рядом в каменном киоте большая чудотворная икона Божией Матери.

На Гробе Пречистой совершается ежедневная литургия, сначала греками, рано утром, затем армянами, престол которых примыкает к фасаду Гробницы.

Совершенно особое торжество совершается здесь на Праздник Успения. Весь Успенский пост ежедневно поется за утреней параклисис (особая церковная служба с пением канона Божией Матери), с поминовением имен всех желающих (ведется особая запись). Каждый день утреню и литургию совершает один из святогробских архимандритов с диаконом, почитая это за большую честь. Произносятся проповеди.

Эти службы собирают в храм множество Иерусалимских православных, которые приходят целыми семьями в праздничных одеждах, принося цветы и свечи. Зажженными свечами уставляют всю лестницу по сторонам ее сверху донизу, и так горят они в продолжении службы.

За три дня до праздника Успения духовенство храма отправляется в Гефсиманское подворье в Иерусалиме и торжественным крестным ходом приносят оттуда икону Успения - Плащаницу Божией Матери. Гефсиманский игумен несет ее на руках по улицам города, окруженный духовенством. Впереди идут певцы, а перед ними кавасы (традиционная стража), стуча в пол металлическими жезлами в такт шествию (чтобы все уступали дорогу).

Множество народа сопровождает крестный ход поминутно останавливающийся, чтобы дать возможность приложиться к иконе встречным.

Придя в подземный храм, Плащаницу кладут сначала на Гроб и кадят ее, а потом полагают на особый катафалк, установленный позади Гробницы, где уже пылает множество свечей и все убрано васильками - душистой зеленью. Здесь икона стоит до отдания Праздника.

Накануне Успения, которое у греков почитается воскрешением Богоматери, празднуется погребение Ее. Приходит Патриарх и высшее духовенство. Плащаницу на катафалке выносят перед Гробницей и совершается утреня с чином погребения. Все духовенство, с цветами в руках, поет надгробные стихи, а после Великого славословия поднимают катафалк и несут вверх по лестнице, где служба завершается ектенией, и все возвращаются вниз. Храм и вся лестница переполнены молящимися с горящими свечами и васильками в руках.

В эти праздничные дни, пока Плащаница пребывает в храме, ее считают долгом почтить не только местные христиане, но приезжающие из дальних мест и городов всей семьей на поклонение. Приходят и мусульмане, очень почитающие Пресвятую Деву.

По отдании Праздника Плащаница уносится с таким же торжественным шествием, как и приносилась, на подворье.

По книге: Спутник паломника по святым местам. СПб, 2007.