Православное учение утверждает, что до тех пор укрепляются государства, пока в них соблюдается послушание законам Божиим, ибо в руке Бога все пути каждого народа земли (Дан. 5, 23). И государство русское ширилось и крепло до тех пор, пока высшим законом для большинства людей его была святая вера. Но к концу времен охлаждается благочестие народов, по слову Евангелия: И по причине беззаконий во многих охладеет любовь

Великий праведник, преподобный Серафим Саровский, так сказал о нашем времени: "Господь, видя нераскаянную злобу сердец их (врагов России и Православия), попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками крови, и много дворян побиено будет за великого Государя и целость самодержавия его; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной охраняется еще Православие и остатки благочестия христианского".

За грехи народа Бог отнимает у него благочестивых царей, мудрых начальников, храбрых вождей и воинов, попуская господствовать всякой неправде и приводя тем самым человечество к осознанию своего отступления от правых путей. Такой жертвой - для отрезвления России - стал последний ее Государь Николай Александрович и его благочестивая семья.

Всероссийский император Николай II родился в 1868 году в день памяти праведного Иова Многострадального, которого он искренне почитал и с судьбой которого оказалась схожа его собственная судьба. Государь был глубоко верующим человеком, пытавшимся все свои дела совершать в духе Православия. Известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвою. В церковные праздники неизменно причащался св. Таин, причем смешивался с народом, приступавшим к Чаше. Но в нецерковных кругах высшего света, чиновничества и образованного общества благочестие царя вызывало только насмешки.

Много потрудился Государь и для славы Церкви. Количество храмов в его царствование увеличилось более чем на 10 тысяч, число монастырей возросло более чем на 250. Особенно заботился царь о духовном просвещении народа, и при нем количество церковно-приходских школ в России выросло до 37 тысяч.

Благочестие народа Государь полагал основой своего царства, и Господь прославил последнее русское царствование открытием мощей многих Своих угодников. Тогда были прославлены: свт. Феодосий Черниговский (1896), преп. Серафим Саровский (1903), св. Анна Кашинская (1909), преп. Евфросиния Полоцкая (1910), свт. Иоасаф Белгородский (1911), свт. Гермоген, патриарх Московский (1913), свт. Питирим Тамбовский (1914), свт. Иоанн Тобольский (1916).

Святой царь Николай вступил на престол в 1894 году, когда Россия стремительно развивалась и в промышленном, и в культурном, и в политическом отношениях. Но в это же время в стране нарастало движение антихристианских сил. Торжество его коронации было омрачено катастрофой со многими человеческими жертвами на Ходынском поле, что было воспринято современниками, как дурное предзнаменование. В годы его царствования Россия перенесла две тяжелые войны и длительный период революционных волнений. Царь пытался добиться стабильности в жизни страны, реорганизовав систему власти, но общество ждало не реформ, а изменения всего тысячелетнего государственного строя. Монархия многим казалась изжившей себя. Можно сказать, что народ русский отвернулся от Государя. Так, созданная для выражения народных чаяний Государственная Дума стала, по сути, трибуной для антиправительственной агитации.

Беспримерная в истории волна клеветы обрушилась на царский дом. Государь был человеком высокой нравственности, но везде упорно твердили о его порочности. Он обладал качествами выдающегося правителя: безграничной памятью, исключительной силой ума, разносторонним образованием, сильной, дисциплинированной волей и постоянным сознанием своей ответственности, но враги уверяли, что он безволен, не умен и малообразован. Даже люди, близкие царской семье, в странном ослеплении повторяли эти клеветнические наветы.

Это было поразительное явление: чем полнее и явственнее русские цари воплощали в своей личности идею Святой Руси, тем сильнее обмирщалось русское общество, ведя народ к полному разрыву с Церковью. И последний - святой! - царь оказался в трагическом отчуждении в своей собственной стране, безоглядно предавшейся соблазну устроить жизнь без царя и Бога.

Супругой святого царя Николая стала принцесса Алиса из небольшого немецкого герцогства. Перед замужеством она приняла православие и в св. миропомазании была наречена Александрой. Немка по рождению, англичанка по воспитанию, протестантка по отцовской вере, она горячо полюбила Россию и стала совершенно русской царицей. Православная вера настолько глубоко вошла в ее существо, что даже в самых простых движениях своего религиозного чувства она поражала окружающих изумительным сходством с простыми русскими женщинами и в земных поклонах, и в прикладывании к образам, и в манере ставить свечи - во всем своем поведении.

Царская семья была образом брака, покоясь на глубокой любви и самоотверженной преданности друг другу. Четыре дочери, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, и сын Алексий, наследник престола, выросли в лоне этой семьи людьми, питающими искреннюю любовь к Богу и безграничную верность России, русскому народу.

В годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), когда победа России и ее союзников была уже очевидна, ведущие русские политики и военачальники воспользовались трудностями и лишениями военного времени, спровоцированными народными волнениями в Петрограде и отстранили императора Николая II от власти. Государь, видя измену со стороны ближайшего окружения и всего общества, которое требовательно объявляло царскую власть причиной раздора в стране, сознавал крайнюю опасность смуты перед лицом внешнего врага и почел за благо уступить, надеясь, что новая власть умирит волнения страстей и вновь объединит страну в общем стремлении к недалекой уже победе.

Однако новые правители России, столь безоглядно рвавшиеся к власти, менее чем за год привели страну к национальной катастрофе, и руководство великой державой в октябре 1917 г. перешло к уже совсем антихристианским силам. Положение царской семьи, которую Временное правительство сочло необходимым держать под арестом, при новой власти неизмеримо ухудшилось. Весной 1918 г. царя и царицу, вместе с детьми и прислугой, большевики перевели из Тобольска в Екатеринбург, где они и были жестоким образом убиты в ночь на 4 (17) июля.

Церковное почитание царственных мучеников началось вскоре после их злодейского убийства и продолжалось все годы советского режима, несмотря на жестокое преследование властей. Господь прославил Своих угодников многими чудесами, и бесчисленны свидетельства о благодатной помощи по молитвам к царственным страстотерпцам.

В 1934 г. царская семья была канонизирована в лике святых Сербской Православной Церковью (из-за Сербии началась роковая для России война 1914 г., приведшая ее к революции). В 1981 г. царственные мученики были прославлены Русской Православной Церковью Заграницей, а в 2000 г. и Русской Православной Церковью.

Перепечатано из книги: В.И.Данчук. Жития святых. Николо-Погост, 2009.