Святая Людмила — первая чешская святая, покровительница бабушек, матерей, христианских воспитателей и учителей. Ее почитают прежде всего в Центральной Европе: в Чехии и Словакии, а также в Германии, Австрии, Франции и, конечно же, во многих славянских странах.

Святая Людмила, дочь сербского князя, жила в конце IX и начале X века. Отдана в замужество чешскому князю Боривою. В то время чешский народ еще не был крещен; князь Боривой и его молодая супруга были язычниками. После брака они уверовали во Христа и приняли святое крещение от святого равноапостольного Мефодия, Архиепископа Моравского, просветителя славян. Князь Боривой и княгиня Людмила заботились о просвещении чешского народа светом Христовой веры, строили церкви. У них было три сына и одна дочь.

Князь Боривой умер рано, тридцати шести лет. Овдовев, святая Людмила переносила свою печаль с полною преданностью воле Божией, вела строгую и благочестивую жизнь и свое имущество раздавала нищим. Сын ее Вратислав вступил на престол после отца и правил своим народом тридцать три года, в его правление святая Людмила продолжала заботиться о Церкви.

После смерти Вратислава страной стал править Вячеслав, внук Людмилы. Княгиня Людмила воспитала в любви к Господу Иисусу Христу своего внука Вячеслава, который тоже чтится в лике святых, в земле Чешской просиявших.

Но мать Вячеслава Драгомира, пользуясь неопытностью и молодостью восемнадцатилетнего сына, вновь стала насаждать среди народа языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свекровь Людмилу и старалась погубить ее. Узнав об этом, Людмила удалилась в город Течин. Драгомира послала двух бояр убить святую Людмилу. Придя в Течин посланники Драгомиры собрали людей, ночью ворвались в покои Людмилы и убили святую княгиню, которая в это время молилась. Умерла святая Людмила в 927 году, в 61 год.

Каждую ночь над местом погребения Людмилы зажигались свечи, один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы. Услышав о чудесных знамениях, князь Вячеслав совершил перенесение мощей княгини Людмилы в город Прагу и положил в церкви святого великомученика Георгия Победоносца. Вскоре после этого святая Людмила была канонизирована и с тех пор считается покровительницей Чехии. День памяти 29 (16) сентября.

Несмотря на почитание святой Людмилы во всем христианском мире, нигде нет такого количества женщин, носящих это славное имя, как в России. Само же имя Людмила, этимологически означающее «люду милая», активизировано в русской культуре эпохи романтизма благодаря одноименной балладе «Людмила» В. А. Жуковского, а также поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Тропарь, глас 4

Оста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.

Перевод: Оставив тьму идолослужения и с горячей любовью приняв свет Православной веры Христовой, явилась ты, святая Людмила, как утренняя звезда, светом святости твоей истинный день Богопочитания в Чешской земле начав.

Кондак, глас 2

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Людмила, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»

Молитва

О, свята́я уго́днице Христо́ва, му́ченице княги́ня Людми́ло, первоуго́днице че́шския страны́ и сто́льнаго гра́да Пра́ги украше́ние, те́плая о нас пред Бо́гом моли́твеннице, се мы, многогре́шнии, смире́нно припа́дая, мо́лим тя, не попусти́ нам поги́бнути в ти́не грехо́в на́ших, но вознеси́ о нас моле́ние ко Го́споду, да поми́лует нас и да́рует нам покая́ние. О, преблага́я ма́ти Людми́ло, не забу́ди присеща́ти чад твои́х, а́ще бо и преста́вилася еси́ от нас в Небе́сныя оби́тели. Вку́пе ж и со святы́м му́чеником и вну́ком твои́м Вячесла́вом, егда́ подрасте́ о́трок Вячесла́в, оте́ц его́, твой же сын, по обы́чаю того́ вре́мени испроси́ епи́скопа и иере́ев со всем при́чтом церко́вным призва́ть на него́ благослове́ние Бо́жие. Епи́скоп, отслужи́в в Це́ркви Пресвяты́я Богоро́дицы, поста́ви о́трока на ступе́ни хра́ма и благослови́ его́ та́ко: Го́споди Бо́же Иису́се Христе́, благослови́ сего́ Отрока, я́коже благослови́л еси́ пра́ведных Твои́х, Авраа́ма, Исаа́ка и Иа́кова, и венча́й его́, я́коже венча́л еси́ правове́рных царе́й, равноапо́стольных Константи́на и Еле́ну. Та́ко же и ты, свята́я прама́терь его́, испроси́ и нам гре́шным Бо́жие благослове́ние на ча́да на́ша и на всех нас, да и мы многогре́шнии возблагодари́м Го́спода за подая́ние Его́ благода́ти. Да ку́пно с тобо́ю просла́вим Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ вели́кое заступле́ние о нас во ве́ки веко́в. Ами́нь.