"В Оптину за опытом", - говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель Калужской губернии. Советы, исходящие из благодатного опыта духовной, да и практической жизни оптинских старцев, получали люди разных званий, в том числе и великие русские писатели, общественные деятели. Монастырь в XIX-XX веках возрастил лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное.

Оптинские старцы, связанные союзом любви, были разные, каждого из них можно просить о чем-то особом.

Старец Лев - богатырь духовный, нелицеприятный, иногда даже резкий в слове и юродствующий.

Старец Макарий - сохранивший и в старческом служении особую деликатность, скромность характера, привлекшие в Оптину писателей.

Старец Амвросий - под шутливостью скрывавший великие духовные дарования, "столп старчества" Оптиной.

Старец Иосиф - в смирении и немногословии таивший Божии посещения и явления Божией Матери.

Старец Алларион - совмещавший одаренность в практической хозяйственной деятельности с духовной мудростью.

Старец Анатолий I - делатель Иисусовой молитвы ("один из тысячи такой" - о нем говорили) и страстотерпец.

Старец Варсонофий - умудренный долгой жизнью в миру, умевший видеть "знамения времени" и наставлять своих духовных чад в готовности "пострадать за веру даже до смерти".

Старец Анатолий II - любвеобильный батюшка, успокоивший тысячи душ в неустанном общении и утешении в годы революционного лихолетья.

Старец Нектарий - в юродство облекавший свою прозорливость и рассуждения.

Старец Никон - исповедник веры, выросший в меру старца в тридцатилетнем возрасте.

Старец Исаакий - последний настоятель, новомученик.

В собор входят еще два настоятеля и скитоначальник, на которых зиждилось древо старчества в течение столетия: старец Моисей, старец Антоний, старец Исаакий I.

Православный народ всегда чувствовал соборность оптинского благочестия, недаром одна из любимых молитв, которая долго переписывалась верующими от руки, а теперь уже неоднократно издана, названа "Молитва оптинских старцев", без определения авторства. И в этой молитве отразился особый "оптинский дух", который и сейчас жив в стенах обители. Прежде всего, это отсутствие какого-либо показного благочестия, жизнерадостность в в отношениях с людьми при спрятанности внутренних борений; это святая простота, нелюбовь к "высокому штилю", житейская опытность и все покрывающая любовь, но при строгости к разрушителям Православия.

И еще одна черта, очень важная для нашего времени - "историческая жизнерадостность". Все старцы оптинские говорили и писали о грядущих бедствиях, их пророчества были очень конкретные и многие из них уже сбылись, но тон пророчеств, общее настроение при разговорах об испытаниях и даже о конце времен непременно проникнуты упованием на милость Божию к верующим. Старцы верили в будущее духовное возрождение России и повторяли, что при любых скорбях надо помнить, что "любящим Господа все содействует ко благу" и "вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное", потому что "зло уже побеждено Самим Спасителем нашим Сыном Божиим Иисусом Христом".

Старцы на личном опыте и от знания многих судеб людских видели, как трудно стяжать упование на Бога в скорбях, поэтому в первую очередь просили у Спасителя именно этого дара: "Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей святой. Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня".

И сегодня Оптина по-прежнему созидает духовную судьбу России. Неслучайно именно оптинские иноки стали одними из первых новомучеников уже в наши дни. Пасха 1993 г. стала последней земной Пасхой для трех братий монастыря, убитых фанатиком-сатанистом.

Собор преподобных отцов Оптиной Пустыни, прославленных Церковью летом 1996 г. - это особенное явление милости и благодати Божией. Оптинское старчество, подобно могучему дереву, дало много плодоносных ветвей. Оно стало училищем благочестия и веры для всех, искренне ищущих спасения души.

И как завет звучат для каждого из нас слова преподобного старца Иосифа: "Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих отец наших... Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам".

Преподобные и Богоносные отцы наши,
старцы Оптинские, молите Бога о нас!
Молитва Оптинских старцев
О старце Амвросии Оптинском

Составлено по материалам книги: Л.Ильюнина. О святости. М., 2003. и сайта http://optina.org.ru