Почему последствия грехопадения Адама и Евы распространились на потомков?

Господь создал человека по Своему образу и подобию. Причем образ Божий в человеке проявляется и в личностном образе бытия. Как Бог един по существу и троичен в Лицах, так и сотворенный Богом человек един по существу и множественен в лицах. Единство людей на уровне природы точно такое же, как и единство трех Лиц в Троице. Как мы можем говорить, что Бог - един, точно так же мы можем говорить, что человек един. Все мы имеем одну и ту же природу. Заметьте: не одинаковую природу, а одну и ту же.

Грех Адама и Евы имел катастрофические последствия для человеческой природы. Человек был создан для жизни в Боге, а в грехе он сам себя лишил общения с Богом. Будучи лишена божественной благодати, человеческая природа оказалась в несвойственном для нее состоянии. Вот эта человеческая природа, исковерканная грехом, есть наша общая, единая природа. Мы не несем ответственности за поступок Адама. За свой поступок он сам в ответе перед Богом. Но мы все имеем одну и ту же природу.

Грех внес в человеческую природу тление и смерть. Тление - это разложение, распад на составляющие. Тление коснулось и нашего ощущения единства человека. Мы все в своем ощущении распались на индивидов, спрятались в свою скорлупу, скорби других людей считаем "их проблемами". А на самом деле мы - один человек во множестве ипостасей-личностей.

Такое единство людей - не наказание для человека, а милость Божия к Своему созданию. Только человек, наделенный образом Божиим, может стать богом по благодати, достигнуть высот обожения. Ни звери, ни птицы, ни даже Ангелы не имеют образа Божия, только человек призван к таким высотам.

На вопрос отвечал насельник Св.-Троицкого Ионинского монастыря, иеродиакон Савва. Перепечатано из книги: Если нет духовника. Ответы священников на вопросы о вере и христианской жизни. М., 2009.