Изгнанные из рая Адам и Ева поселились вблизи рая. Воззрение на рай напоминало Адаму о том, чего он лишился и до какого состояния довел себя. Эта восточная внерайская страна, где поселился Адам, сделалась колыбелью человечества. Здесь начались первые труды обыденной суровой жизни и здесь родились дети Адама и Евы.

Старшего назвали Каином, а его младшего брата - Авелем. Каин обрабатывал землю, а Авель пас овец. Но счастья на земле не было, а были только скорби, ибо люди продолжали не слушаться Бога.

Однажды Каин и Авель принесли жертвы Богу. Авель принес жертву с верою в обещанного Спасителя и с молитвой о помиловании. Он принес жертву не только за себя, но и за своих родителей, понимая, что грех Адама и Евы непосредственно касается и его. Авель принес Богу самое лучшее из всего что у него было - отборных, первородных овец. Каин же принес жертву без веры, без благоговения, "что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора" (по словам, свт. Иоанна Златоуста), да и смотрел он на свою жертву как на заслугу перед Богом (Евр. 11, 4), считая свои грехи незначительными.

Бог, видя усердие Авеля, принял его жертву и показал, что она Ему угодна. От Каина не принял Бог жертву и, чтобы Каин впредь молился с большей верой и усердием, показал ему Свое недовольство.

Каин позавидовал своему брату и сильно огорчился. Господь, желая, чтобы Каин исправился предостерегал его от злого дела, кротко обличал Каина в его внутреннем, сердечном грехе, не приведенном еще в исполнение делом, и призывал к борьбе с самим собой за добро и святость. "Что с тобой? Отчего поникло лицо твое? - спросил его Господь. - Ведь если ты сделал доброе, то ты должен смотреть с радостью на дело рук своих. Но если ты сделал недоброе, грех, то надо исправиться и победить в себе то, что привело тебя к злому".

Но не послушался Каин доброго совета Бога. Он все более и более сердился на Авеля. Зазвав доверчивого Авеля в поле, Каин убил его. Вот до чего могут довести человека зависть и гнев!

Каин думал, что никто не узнает о его злодействе, забыв о том, что от Господа невозможно скрыть не только наши дела, но и наши мысли.

Сказал Господь Бог Каину: "Где Авель, брат твой?". Этим вопросом добрый Бог хотел навести Каина на покаяние. Но как отец его Адам не воспользовался в раю данной ему Господом возможностью исправить свою ошибку, так не сделал этого и Каин. Он дерзко ответил Богу: "Не знаю. Разве я сторож брату моему?"

Если бы Каин осознал свой грех, если бы ответил на призыв Божий и со смирением попросил у Него прощения, человеколюбивый Господь простил бы его.

Но этого не произошло. Каин нисколько не раскаивался, и за то Милосердный Бог назначил ему справедливое наказание: "Проклят ты от земли,которая приняла невинную кровь брата твоего. Отныне, когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя. Куда бы ты ни пришел, ты не будешь иметь покоя. Будешь изгнанником и скитальцем на земле. Всегда будет мучить тебя совесть, что ты убил без всякой вины своего брата".

Понял Каин, что он натворил, и ужаснулся. Взмолился он ко Господу: "Такое наказание мне не снести. Ведь всякий, кто встретится со мной, убьет меня за то, что я сделал". - "Этого не случится", - ответил ему Господь и положил на Каина особый знак - вид стенания и трясения, чтобы никто из встретившихся с ним не мог убить его.

Побрел несчастный Каин от родных мест в чужую землю. Всю оставшуюся жизнь он был несчастнее всех людей, его страшно мучила совесть. И после смерти Каин подвергается всеобщему осуждению, как отверженный и проклятый Богом. Кто преступает Божественный закон добра, тот всегда терпит зло.

Использованная литература: Библия для детей. Текст прот. А.Соколова. СПб., 2006; О том как грех вызывает наказание. М., 2008.