П. Шатров



"Бог гордым противится,
а смиренным дает благодать"
Иак.4:6


Однажды Самуэль Бренгл был представлен кому-то как великий доктор Бренгл; в своем дневнике он записал: "Если я кажусь большим в их глазах, то Господь, по доброте Своей, помогает мне видеть, что без Него я - абсолютно ничто, и помогает мне оставаться перед самим собою маленьким. Он пользуется мной, но я так доволен тем, что Он пользуется мной и что это не я сам, кто делает работу. Топор не может похвалиться теми деревьями, которые он срубил. Без дровосека он ничего не мог бы сделать. Дровосек сделал топор, отточил его и пользовался им. В тот момент, когда он отбросит его, топор будет только ничтожным железом. О, никогда я не должен забывать этого!"

Известный своим подлинным благочестием, он иногда подвергался едкой критике. Вместо того чтобы так же реагировать на нее или прибегать к самооправданию, он отвечал: "Благодарю вас от всего сердца за ваше порицание. Думаю, что заслужил его. Может быть, вы помолитесь за меня, друг мой?" Суровые и резкие нападки вызывала и его духовная жизнь. Его ответом было: "Благодарю вас за критику моей жизни. Она привела меня к самоисследованию, к испытанию моего сердца и к молитве, которая все больше направляет к благочестию сердце мое и в полную зависимость от Иисуса Христа и приводит меня к драгоценному общению с Ним".

Готовность признаться в возможной ошибочности суждения и подчиниться приговору своих братьев не уменьшает влияния христианина и служителя Божия, а увеличивает его. Представление о непогрешимости кончается потерей доверия. Истинное смирение не замечает своих заслуг, не выставляет на вид своих исключительных духовных качеств. Лицо Моисея сияло, но сам Моисей не наблюдал и не замечал этого сияния. Облеченный в смирение, Бог явился Человеком, и кто из людей облечется в смирение - делается богоподобным.