Долг любви
Священник Константин Камышанов   02.09.2014


Человек никогда не бывает столь прекрасен,
как тогда, когда он молится об умении
прощать или просто прощает.

Ж.П.Рихтер


Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить... (Евангелие от Матфея)

"Все меня достали! Я всем что-то должен. Я не трачу и десятой части тех денег, что зарабатываю. Все меня трясут, как грушу. Я не живу для себя. Всем от меня что-то нужно, а мне не должен никто. А я, на самом деле, никому ничего не должен!" — монолог знакомый нам всем. Поколение Пепси выросло в поколение Я-Никому-Ничего-Не-Должен или Все-Меня-Достали

А когда такому человеку говорят о том, что он еще и должник у Бога, то его возмущению нет предела. Я много раз слышал:

- А я не просил Его вводить меня в этот мир, полный зла. Я не просил у него всех этих проблем и боли. А то, что эта жизнь кончается злой и горькой смертью, так это верх несправедливости. И поэтому я и Ему ничего не должен. За что мне это?

Эти люди, в самом деле, ничего не должны Богу. Должен тот, кто брал. Мы берем дары при крещении, принимая их в таинстве Крещения и Миропомазания, причастия и брака. А если младенца крестили без его воли, родители и восприемники ничего не знающее о Христе, то он тоже ничего не должен. Как ничего Богу не должны птицы, звери и цветы. Они живут в ответе только перед компасом, встроенным Богом в их души и указывающим должное поведение автоматически. Ведь несправедливо брать кредит в банке на имя бессмысленного сорокадневного младенца по глупости родни.

Ну, и нас, любящих Бога, тоже не спрашивали, желаем ли мы родиться, а если желаем, то в какой стране, в какое время и у каких родителей. Тут тоже благодарить, казалось бы, нечего.

Поэтому, чтобы понять эту евангельскую притчу, надо оговориться, что речь идет о тех, кто обещал Христу добрую совесть и любовь и принял дары Бога ценой больше цены мира. Что это за дары? И что это за долг?

Бог не создал человека для хранения или умножения золота. Для этого есть горы. Бог не создал человека для еды, питья и размножения, для этого есть животные. Создавая венец творения, Он о говорил о подобии Ему как о главном качестве человека. Здесь наш ум подходит к границам своих возможностей и умолкает, потому что у Бога целеполагание и мотивация не такие, как у человека. У Него все другое: и слово «создал» и «сказал» и понятие «думать», и «время» и «радоваться». Однако эти слова:

- И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, — дают нам намек на то, что наше сотворение имеет отношение к подобию Троицы, а выражаясь проще, к любви и святости. Некая печать Бога, или Его чертеж лежит в основе нашего фундамента личности. Для того, чтобы она пришла в движение, Бог вдохнул в нее жизнь, и после были добавлены таинства. Так вот, эти дары имеют духовную природу. И долг имеет отношение к духовному миру. И самая простая проекция этих даров есть любовь. И сама близкое представление о том, как мы должны жить по своей природе — есть наше понимание Троицы.

Так что, в итоге, Он нас одалживает и любовью и некой субстанцией, которая позволяет любви рождаться внутри нас. Также Его дары имеют отношение к бессмертию

Первородный грех, или непохожесть на Бога обнаруживается тогда, когда человеку начинает казаться, что он никому ничего не должен, и все его достали. То есть, вместо подобия Богу в Троице, он решает быть самодостаточной монадой — эгоистом. В этот момент кончается любовь. А дары, полученные от Бога, обращаются на приобретение выгод или конвертируется в деньги и удовольствия. Это означает отрицание и связи с Богом, и отрицание долга любви. Да разве долг любви — это долг?!

Крайняя степень удержания души на лоне Бога – это прощение. За границей прощения начинается Мордор, Тьма внешняя и смерть.

Прощать и принимать прощение – целое искусство, предтеча любви. Искусство прощения заключается в том, что бестолковое прощение умножает грех. Позднее прощение убивает, а мудрое и своевременное окрыляет. Прощение есть удел сильных, а сила от Бога, от взаимной любви. Без Бога просить невозможно. Ну, если только по расчету. Прощение не имеет ценности само по себе, а только тогда, когда оно ведет прощаемого к Богу, или хотя бы дает такой шанс. Прощение должно поэтому, ради Бога, ради Любви, а не ради не пойми чего. Или прощение бессмысленно, когда прощения не просят. Наука сердца. Без любви, без прощения человек становится разумным зверем, которому не место в Царстве небесном.

Царство небесное в притче уподоблено Господину, который подает Сам прощение и смотрит, умеет ли прощать кандидат в это царство. Мы видим, что принять Божье прощение можно через покаяние и поклонение Богу. То есть, через признание Его главой, Вседержителем или Отцом, и обращением к Его любви со взаимностью. Долг тут же прощается. А по сути увеличивается и присвояется капитал, взятый человеком в долг у Бога. В Евангелии указана какая-то астрономическая сумма, и она оставляется человеку даром.

Кроме умения извиниться и принять прощение мы должны сами уметь прощать, тем самым уподобляясь Господину Богу. Прощение – свойство Бога, даруемое верному Ему человеку. Оно есть проявление добродетели милосердия. Прощение – это мощный разряд небесного электричества в сердце, позволяющий воскресить любовь. Своеобразный фибрилятор.

Нет ничего прекрасней, когда мы уже нашли силы и простили. Вдруг на лицах появляется сначала робкая улыбка, потом все лицо словно вспыхивает светом. И тут же вдруг молния радости ударяет в сердце. И мы оба, забыв обо всем, принимаем объятия друг друга как наивысшую благодать и радость. И это наши лучшие и пронзительно светлые минуты в жизни.

Душа должна уметь принимать любовь и давать. Через душу должен проходить ток любви с неба на землю и с земли на небо, а иначе она никуда не годна. Богу печаль, людям мерзость, бесам посмешище, самому себе тошно. В Раю не нужен человекоподобный зверь.

Мы знаем, что Рай начинается уже здесь и сейчас. Но и смерть, и ад тоже начинаются сегодня. В нас смерть борется с жизнью ежесекундно. Я жизнь люблю, и умереть боюсь. Но вера унимает боль и страх смерти. Смерть бледнеет, как моль днем. Это отблеск грядущего бессмертия, которое я хочу возьму, а хочу — нет

Да, меня не спрашивали, хочу ли я родиться в этот мир, в этой стране, у этих родителей. Я, как и все, входя в мир, кричал от боли и страха. Но вот теперь я вижу, что жизнь прекрасна. И я благодарен Богу за этот великолепный мир, за возможность любить, прощать и одалживать. И мне нравится, что я кому-то нужен и то, что я часто очень сильно устаю от этого. Мне нравится, что я сам решаю свою судьбу по слову Бога. Сам решаю, каким судом я желаю судиться, и как мне простятся грехи.

В этом проявляется наш дар Божественной свободы. Я рад свободе и доверию Бога в том, что я сам выбираю меру, какой меня будут судить на Страшном суде. Хочу милости – будет милость. Хочу справедливости, будет справедливость. Ничего не хочу, будет мне ничего – пустота и забвение от всех тех, кто меня достал. Но, наверное, это очень плохо. Мне бы хотелось бессмертия вместе с любимыми, которых я нашел на небе и на земле.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]