Священник Артемий Владимиров



Приступаю к этой теме и недоумеваю, как сжато и кратко изложить пространное и трудноопределяемое. Впрочем, мы с вами, прилежные мои читатели, нуждаемся не столько в определениях, сколько в нравственном руководстве и добром жизненном совете.

Жизнь, может быть, оттого так прекрасна, что в ней есть место дружбе. Дружба, подлинная и выверенная временем, – несомненно, дар Божий. И тот, кто не имеет настоящих друзей, должен молиться о даровании их. Нелегко сказать, что делает людей друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз будет крепким, который основывается на духовном единомыслии. Если у двух или трех совершенно разные понятия о жизни, один верит в Бога и непреложность Его заповедей, а другой само слово «Бог» пишет с маленькой буквы, третьему же все безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и щуке из одноименной басни Ивана Андреевича Крылова?

Вспомним, кого Христос Спаситель благоволил именовать Своими друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам», а затем добавляет: «Сие заповедую вам, да любите друг друга». Стало быть, и христианская дружба, и сила дружества – от Бога, спасительной Его благодатью зачинается и укрепляется. Вот почему святитель Игнатий Брянчанинов, замечательный подвижник и духовный писатель XIX столетия, благоговел перед даром дружбы и призывал считать за великое счастье, если в жизни нам удастся встретить одного или двух друзей, истинно любящих Господа и со всем усердием исполняющих Его заповеди. К сожалению, такое высокое понятие о дружбе как союзе единомысленных существ, поддерживающих друг друга на жизненном пути совместным подвигом молитвы, встретишь ныне редко, разве что в лице венчанных православных супругов, о которых еще пойдет у нас речь. Но сейчас возвратимся к размышлению о дружбе и друзьях. Кажется, что дружбе невозможно состояться без взаимной открытости и доверия. И опять мысль моя обращается ко Господу, истинному Учителю нашей жизни. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». От друга не будешь сокрывать ничего, потому он и называется другом, что, разделяя твои мысли и любя тебя во Христе, готов быть твоим сотаинником. И еще одно основание дружества обретаем мы в Евангелии – жертвенная готовность служения близким по духу людям. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Вот высота, к которой нам заповедано стремиться на земле и которой мы должны проверять самих себя во взаимоотношениях с друзьями: единомыслие, доверие и жертвенная любовь.

А теперь хочется поопасить наших молодых читателей от слишком близких, как говорят, коротких, но, увы, сколь часто легкомысленных знакомств, по недоразумению называемых дружбой. «Нужно с человеком пуд соли съесть и узнать его, как свои пять пальцев, прежде чем открыть душу», – говаривали раньше старинные добрые люди. «Не всякого человека вводи в дом твой», – предупреждает нас ветхозаветный мудрец, желая предотвратить искушение, свершающееся с юными из-за их жизненной неопытности и простодушия. Истинная дружба, добавим мы, возможна в случае полного и взаимного бескорыстия. И если хоть один житейский помысл уязвляет протягивающего руку дружбы, тогда сбывается грубая и печальная формула Лермонтова, говорившего, что в иных случаях из двух друзей один дурак, а другой подлец.

Наглядной иллюстрацией такого сомнительного союза служит всем известный эпизод из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, когда один из «друзей», обманутый Петруша Гринев, оказался вынужденным кукарекать под бильярдом, а другой – бессовестный ротмистр Зурин стоял над ним хмельной и радовался негаданной удаче – обыграл на крупную сумму желторотого юнца! Не дай Бог кому-либо из наших читателей оказаться в положении последнего! «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», – гласит русская пословица. Но, как видим, выбирать друзей тоже должно с разбором, ибо «друг познается в беде». И бывает, что только жизненные тяжелые испытания и скорби, постигающие нас, дают нам возможность отделить пшеницу от плевел, еще раз проверить самих себя и убедиться в дружбе тех немногих, которые решились великодушно перенести с нами все напасти.

Впрочем, о скорбях и болезнях и их благодетельном значении для нравственной жизни человека нам еще предстоит с вами поразмышлять.

Приметим, однако, что дружба тогда бывает долговечной, когда мы стараемся развивать в себе чуткость и деликатность в отношении близкого нам человека. Едва лишь кто-то начнет проявлять неумеренную настойчивость, если не навязчивость, будет требовать во всем отчета у своего друга, как будто он – наша собственность, ревновать его к людям, к его собственным личным занятиям и делам, которых у каждого из нас немало, к жизни вообще – дружбе конец! Пусть же наше искреннее расположение и любовь к друзьям ничем не печалит их и не доставляет им тревоги – и тогда они всегда будут платить нам взаимностью.

Всякий знает, что дружба между юношей и девушкой, высокая и благородная, часто перерастает в любовь. Будем иметь это в виду и соблюдать величайшую осторожность в отношении друг друга. Незавидное и неблагодарное дело – уязвлять чужие сердца и оставлять в них кровоточащие раны. Дружба девушек между собой, равно и братское общение юношей друг с другом всегда останутся надежнейшей пристанью для человеческого сердца, ищущего покоя, мира и тишины.

Любовь сопряжена как с большими тайнами, так и с искушениями, которые христианину должно побеждать во имя самой супружеской любви, Богом данной. И главное искушение – во взаимном тяготении полов, которое находит свое освящение в таинстве венчания и исполнении библейской заповеди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Господь Бог и Его вечный Закон требуют, дабы будущие супруги сохраняли девство, душевную и телесную чистоту до вступления в брак. Ибо такое бережное отношение друг ко другу – залог счастливой и мирной жизни в супружестве, во всей полноте раскрывающемся в появлении детей – благословенного Богом потомства. Вот почему в старину старались выдать девицу замуж пораньше и всячески берегли ее от короткого общения с женихом, считая недозволительными никакие вольности между ними. И справедливо, ведь от малого до великого падения – один шаг. Сейчас иные времена: большая часть человечества, отступив от Бога, вопреки совести узаконивает беззаконие, полагая разврат и блудное сожительство делом не только естественным, но и необходимым – своеобразной проверкой будущей супружеской жизни. «О tempora, о mores! О времена, о нравы!» – воскликнул бы с неподдельным ужасом Цицерон, окажись он в XX веке сидящим перед телевизором где-нибудь в московской квартире.

Эта книга писана не для тех, о которых выразительно говорит наша пословица: «Свинья найдет свою грязь». Итак, мои друзья во Христе, если некому сегодня следить за нашей нравственностью, будем сторожами сами себе и своему подлинному земному счастью, которое многие из нас обретут в законном венчанном браке. Молодые люди-христиане должны взращивать в себе рыцарское отношение к женщине. Юноша! Благоговея перед своей матерью, как ты сможешь в мыслях осквернять ту, которая сама в будущем станет матерью?! Если ты именуешь девушку своей невестой и помышляешь о ней как о спутнице всей твоей жизни, бойся и перстом прикоснуться к ней, разве что только подавая ей руку, когда она ступает на землю и ищет опоры, выходя из «дилижанса».

Знает ли наш юный, но мужественный читатель несколько переосмысленную «формулу любви», почерпнутую из писаний святого Апостола Павла? Обращаясь к дорогому для себя существу, каждый христианин должен бы уметь сказать: «...Ищу не вашего, а вас». И действительно, чистая и глубокая привязанность внушает благоговение к человеку. Грубая похоть, ничем не сдерживаемое плотское стремление часто имеют место там, где и речи не идет о взаимном уважении, духовном единомыслии и подлинной любви.

Прекрасные читательницы наши! Мудра наша Мать Церковь, заповедующая блюсти невинность как драгоценный дар, дабы принести ее незапятнанной к венцу. Иначе, идя на поводу у несдержанного ухажера, мы никогда (!) не сумеем оценить его душевных качеств и, попросту говоря, разобраться в нем как в человеке. Подобная распущенность до брака далеко не лучшим образом характеризует личностные свойства супругов. Любовь, размышляют некоторые, представляет собой целокупность духовного, душевного и телесного единства любящих. И если над нами господствует плоть и похоть, все творится в угоду страстям, счастья в супружестве не жди! Посему не должно бояться быть «белой лебедью», или, как говорили в старину, «красной девицей». Напротив, тем большее уважение вы вызовете у окружающих людей, чем больше строгости и целомудренности проявите по отношению к молодым людям, добивающимся вашего внимания.

Прекрасна, как то принято считать, пора влюбленности. Она и неуклюжих делает галантными, неопрятных заставляет следить за самими собой и даже иной раз исторгает рифмы из совсем непоэтических сердец. Но влюбленность может стать и болезненным состоянием. Случается это тогда, когда полюбив, мы забываем: един Господь является Причиною бытия, Светом, Дыханием и Жизнью человеческого сердца. «Не сотвори себе кумира», – гласит Святая Библия. И часто боготворя и преклоняясь перед своей избранницей, духовно неопытный молодой человек много вредит и самому себе, и своей будущей половине. Истинный христианин всегда постарается трезво оценивать жизнь вокруг себя. Любовь, быть может, в том и выражается, чтобы, видя и зная немощи и недостатки любимого человека, терпеть их с надеждой исправить впоследствии собственной чуткостью и пониманием. Только молитва к Богу дает силы и мудрость, кротость и подлинную любовь, вооружившись которыми, мы победоносно пронесем добровольно взятый крест Супружества.

А как нужна правильная самооценка в брачных делах! Мне приходилось видеть женщин, горько плакавших, сетовавших на свою печальную долю в замужестве. Мужья их беспробудно пили. «А не замечали ли вы за ними этой привычки до брака?» – спрашивал я их как священник. «Да, батюшка, – отвечали иные, – но мне казалось, что я сильная, справлюсь, перевоспитаю его». Если ваш жених не может пожертвовать бутылкой, гадюкой-страстью, ради вас, то, возьму на себя смелость сказать однозначно, никогда не принимайте его предложения! Или вино – или вы!

Раздавая житейские советы, почерпнутые из пастырской практики, а больше из народной мудрости, добавлю еще нечто: «Яблочко от яблоньки падает недалеко». Если вы хотите больше узнать о вашей будущей половине, не пренебрегайте знакомством с ее родителями. В супружестве оказывается очень важным, к какому сословию или кругу принадлежат молодые муж и жена. Если они люди совершенно разного уклада, он сын лесника, а она принцесса – то, как вы догадываетесь, проблем (модное слово!) возникнет немало. Принцесса, предположим, привыкла принимать ежедневно хвойные ванны, а ее избранник даже не знал о существовании рукомойника, омываясь водой из близтекущего ручья.

Главным и необходимым условием брака для православной души является тождество веры жениха и невесты. Каноны Церкви запрещают свершение венчания православного с инославной или иноверной, если только последние не пожелают принять правую веру. Ибо брак есть прежде всего единство двух во Христе и в Церкви Христовой, а это единство невозможно вне веры православной.

Юноши! Не обольщайтесь миловидностью лица девушки, но лучше посмотрите на ее обращение с родной матерью. Коль скоро вы увидите, что дочь услужлива, предупредительна, почтительна с родительницей, – пред вами избранница небес! Но если вы заметите небрежение, недовольство в тоне, дерзость и даже хамство в обращении с матерью, бегите вон из этого дома, как будто бы то была избушка на курьих ножках, а вы Иванушка-дурачок-простачок. Иные хотят поскорее выйти замуж только для того, чтобы избавиться от родительской опеки или улучшить жилищные условия.

Пусть они выходят замуж за кого угодно: Отелло, Робинзона, д"Артаньяна, но только не за вас! «Ищи жену не в хороводе, а в огороде», – поучает нас русский народ. Горе мужу, если жена его оказывается изнеженной белоручкой, которая постоянно норовит куда-нибудь выпорхнуть из дома: то в театр, то к друзьям. Не умея толком ни готовить, ни шить, ни рукодельничать, достойная сожаления женщина и мужа своего сделает несчастным человеком, ежечасно от него что-то требуя и всегда оставаясь недовольной.

Сложное, но спасительное дело брак, если вступают в него молодые люди не по расчету, не по страсти, а по освященной верой и молитвой любви. Свечи, которые держат в руках новобрачные во время венчания, – символ их готовности отдавать друг другу свет и тепло, а самим умаляться ради сохранения мира и единомыслия. «Тот, кто умнее, тот пусть первый уступает», – сказал как-то один современный московский батюшка только что повенчанным супругам. Венчанный брак тем и отличается от вполне уместной гражданской регистрации, что он, будучи таинством Церкви, низводит на брачующихся Божие благословение и поставляет их на служение супружеству. Этот дар мы получаем от Бога не без клятв и обетов с нашей стороны. Господь Иисус Христос через священника принимает обещания жениха и невесты хранить взаимную верность, никогда не осквернять супружеского ложа изменой и нести крест супружества до смерти. Сама кончина не разлучает преданных друг другу мужа и жену. И как здесь на земле, так и у Престола Божия, во Царствии Небесном, они будут стоять рука об руку, увенчанные спасением в награду за веру, верность и любовь!

Не получилось у меня, о терпеливые мои читатели, сказать емко о том, что не объемлется и жизнью. Не поведал я вам о главном секрете супружеского счастья, заключающегося в том, чтобы мужу обращаться с женой всегда так же бережно и с такой же любовью, как и в день венчания. Не обмолвился о том, что девушке, обремененной множеством немощей и недугов, болезненной и хрупкой, должно заранее получить полное представление о тяготах замужества, потому что вынашивание, рождение детей, как вы помните по первой главе нашей книги, – это настоящий подвиг, требующий немалых физических сил. Не сказал, что христианский брак, чистый и святой, вовсе не знает никаких злоумышлений против зачатия и самих утробных младенцев, убиение которых составляет главное преступление нашего времени, вопиющее на небо об отмщении за него. Не посоветовал христианской девице, прежде чем определяться в мыслях о замужестве, хотя бы на недельку съездить в обитель, монастырь, дабы не укрылась от нее ангельская стезя – монашество – путь превосходнейший, о котором вам надлежит еще услышать в этой книге.

Продолжение следует...