О любви к врагам
Прот. Павел Великанов   13.10.2014
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то’ же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы люби’те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.




Закон, по которому жило ветхозаветное человечество, был достаточно прост. Тот, кто соблюдает заповеди — праведник перед лицом Божиим. Тот, кто их нарушает — грешник. Соответственно, любое нарушение закона должно было быть наказано. И это не только требование естественного нравственного закона, но это требование Бога. Око за око и зуб за зуб — только таким путем виделось возможным преодоление греховности человека и распространения этой греховности вокруг.

В словах Спасителя, которые мы только что слышали, с первого взгляда может показаться преодоление или даже разрушение этого, казалось бы, незыблемого векового закона справедливости. Как же так? Если меня ударяют, я не должен отвечать? Если мне делают зло, я не должен мстить? Если у меня отнимают деньги, или я сам отдаю их взаймы и мне могут их вернуть, я не должен требовать их обратно?

На самом деле Спаситель вовсе не разрушает установленный некогда закон справедливости, но Он преодолевает условность наших человеческих отношений. Ведь если я могу покрыть милостью чужой человеческий грех и этого не делаю, значит я сам раб закона.

Если кратко свести всю суть христианства к одному слову, то этим словом будет не «сила Божия», не «всемогущество». Это будет слово «милость». Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный. И поэтому непротивление злу силой в христианстве проистекает вовсе не из неспособности или нежелания преодолевать это зло. Ничего подобного. Наоборот, мы хотим и мы знаем как надо преодолевать зло, но мы не хотим становиться частичками, которые умножают это зло, пытаясь облепить мелким злом крупное зло.

Христос дал нам прекрасный инструмент для сопротивления злу. Это Его правило — «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». И внимательно вчитываясь, вдумываясь в эти слова Спасителя, становится понятным, что значит на пути распространения зла каждый из нас должен оказаться последней точкой. Точкой, но не ступенькой — для того, чтобы это зло развивалось и приумножалось.

Обижают тебя — терпи. Не возвращают тебе деньги — прости. Поднимается в душе волна праведного гнева перед лицом очевидного греха — успокойся. Потому что каждый из нас — такой же грешник, как и все остальные. Если на каждом из нас зло прекратит свое развитие и распространение, то тогда действительно мы уподобимся Богу в его милости.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]