Диакон Павел Сержантов



Стать успешным человеком трудно, это не секрет. Однако же это и не такое уж большое дело. Что же, спрашивается, больше? – Стать человеком. Просто человеком? Да, это больше и труднее. И главное – важнее. Мало человеком родиться. Мало папе и маме воспитать в своем ребенке достоинство. Надо и самому человеку силы приложить, у Бога просить сил и мудрости.

Всё, что мы имеем, – не навсегда. Если при хорошем воспитании, уме и характере просто перестать за собой следить, то деградация неизбежна. Мало-помалу она разрушит всё, что терпеливо созидалось долгими годами. Чтобы человеческое достоинство потерять, достаточно лишь следовать своим желаниям, приговаривая: «Мне так хочется, и значит это вполне естественно». Если хочется, значит можно, значит нужно, и без разницы, как к этому хотению относятся другие с их заскорузлыми представлениями о человеческой жизни.

Вот в чем дело: человек реализует себя не только когда он движется к намеченной цели, но и когда он сознательно останавливает себя. Остановка не менее значима, чем движение. Остановиться бывает потруднее, чем двигаться дальше. Не всегда мы умеем вовремя остановиться, потом жалеем об этом. По сути, из навыка вовремя сдерживать себя и, когда надо, подгонять себя и складывается великое искусство управлять собой.

Все люди так или иначе воздерживаются. Даже те, у кого на слово «аскеза» с детства аллергия, кожные высыпания и нервный тик. Мы воздерживаемся от глупостей, которые могут нам навредить. Допустим, воздерживаемся от самых невинных шуток в присутствии человека, лишенного чувства юмора. Шутки с ним ни к чему хорошему не приведут, только отношения вконец испортятся, что совсем не смешно. Или другое. Умные люди воздерживаются от скороспелых суждений: «Я не знаю ситуацию досконально, ничего о ней сказать не могу. Мне известно только частное мнение пары человек и шумный резонанс в масс-медиа. Надо ли этому безоговорочно доверять? Не будем торопиться». От медийных ресурсов, распространяющих сплетни и сенсационные небылицы, люди умные отшатываются – воздерживаются и время свое тратить на пустое.

* * *

Насквозь пронизаны воздержанием самые разные стороны православной жизни. Наиболее очевидный вид воздержания, конечно, пост. Каждое начало очередного многодневного поста сопровождается обязательным обсуждением в сети, кто как будет питаться и почему. Выясняется, что вариантов много. Для мирян и монахов, для детей и стариков отдельно, для болящих и беременных. Для взрослых, которые только начали ходить в храм, и тех, которые уже порядком освоились и считают себя воцерковленными.

Помимо поста воздержание касается и молитвы. Как известно, православная традиция предписывает воздерживаться на молитве от воображения. Надо стоять перед Богом, а представлять Его специально излишне, опасно. Если я для начала вообразил Бога и взялся молиться, то я обращаюсь к своему представлению, а не к живому Богу, Который существует и без моих представлений о Нем. И вообще Он существовал до того, как я родился.

Помимо воображения на молитве мешает еще нечто существенное и неотвязное. Посторонние мысли мешают (точнее – помыслы). Они могут быть нехорошими или же нейтральными (помыслы бытового назначения), могут и духовно-возвышенными, от чего не легче. Странно звучит, но мысли о Боге во время молитвы мешают. Размышляя о Боге, я говорю сам с собой и перестаю говорить с Богом. О Боге полезно размышлять, только не во время молитвы.

Помимо прочего воздержание, конечно, относится ко всему, что справедливо считается грехом. Воздержание от гнева, воздержание от чревоугодия (сюда же и пост относится) и так далее по восьми главным страстями и по прочим неглавным. Можно остановить грех на разных его стадиях: воздерживаться от грехов делом, словом и помышлением (что порой труднее).

Православная практика воздержания не сужает нам широкие горизонты вольной жизни. Она дает нам ценный опыт владения собой.