Оптинский Старец иеросхимонах Амвросий родился 23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны в день памяти святого благоверного князя Александра Невского.

«Какой тут был праздник…» - много лет спустя говорил старец. А в том году праздничное настроение земляков умножалось еще и тем радостным обстоятельством, что совсем недавно из пределов нашего земного Отечества изгнаны полчища Наполеона. Старец шутливо приговаривал: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

В детстве Александр Гренков (таково было мирское имя батюшки) был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, часослову и псалтари. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видел и не слышал ничего худого, т.к. воспитывался в строгом церковной и религиозной среде.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учился он хорошо и по окончании училища, в 1830 году, поступил в Тамбовскую духовную семинарию.

В июле 1836 г. Александр Гренков успешно окончил семинарию, но не пошел ни в Духовную академию, ни в священники.

Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.

В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

Однажды, будучи уже в Липецке и гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчание слова: «Хвалите Бога, любите Бога…

В селе Троекурово Тамбовской епархии, проживал известный в то время подвижник Илларион. Александр Михайлович пришел к нему за советом, и старец сказал ему: «Иди в Оптину Пустынь – и будешь опытен…»

Итак, Александр Гренков прибыл в обитель 8 октября 1839 года.

Первое время он переписывал книгу «Грешных спасение», был келейником старца Льва и его чтецом. В монастырской пекарне варил хмелины (дрожжи), пек булки. В 1840 году его перевели в скит (скит – уединенное место недалеко от монастыря, где жили Оптинские старцы), где он был помощником повара целый год. Старец Лев дал ему прозвище «Химера» (под этим словом он подразумевал пустоцвет, который бывает на огурцах), но другим про него говорил: «Великий будет человек».

После смерти старца Льва брат Александр стал келейником старца Макария (1841 – 1846 гг.)

В 1842 году он был пострижен в мантию и наречен Амвросием (в честь святителя Амвросия Медиоланского, память 7 декабря.)

Затем последовало иеродиаконство (1843 год), а через 2 года – рукоположением в иеромонахи.

Здоровья отца Амвросия в эти годы сильно пошатнулось. «Монаху полезно болеть, — любил повторять старец Амвросий, — и в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться».

С сентября 1846 года по лето 1848 года состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму.

Благодать Божия, изобилии почивавшая на старце, являлась источником тех духовных дарований, которыми он служил ближним, утешая скорбящих, утверждая в вере сомневающихся и всех назидая на путь спасения.

Со всех концов России стекались к хибарке старца бедные и богатые, интеллигенция и простолюдины. Его посещали известные общественные деятели и писатели: Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С.Соловьев, К.Н.Леонтьев, М.Н.Погодин, Н.М.Страхов и др. И он принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением.

В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной, в деревне Шамордино была устроена по его благословению женская Казанская пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины. 10 октября 1891 года старец скончался.

Сразу же после кончины начались чудеса, в которых старец, как и при жизни, исцелял, наставлял, призывал к покаянию.

Шли годы. Но не зарастала тропа к могиле старца.

Наступили времена тяжких потрясений. Оптина Пустынь была закрыта, разорена. Была стерта с лица земли часовня на могиле старца. Но память о великом угоднике Божием уничтожить было невозможно.

В ноябре 1987 года Оптина Пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых.

Давайте отправимся мы по нашей матушке – Руси, по дремучим лесам, по полям бескрайним, по дорогам бесконечным. Путь наш – в монастырь, святую обитель, Оптину Пустынь.
В обители – скит, а в скиту живет старец, батюшка Амвросий…
Вот и мы с вами и добрались! Перед нами расстилается русское поле, за ним – река Жиздра, за рекой белеет храмами обитель.
Входим в хибарку Батюшки, маленький беленький домик, прилепившийся сбоку к вратам скита. Сколько же народа ждет Батюшку и у этого домика, и при входе, в коридорчике.
Но вот Батюшка Амвросий выходит, опираясь на палочку, и лицо его светится Христовой добротой. Давайте и мы с вами послушаем Батюшку…

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного.

Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог.

Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца.

Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет.

Не люби слушать о недостатках других — у тебя будет меньше своих.

Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.

Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».

Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.

Страх Божий есть начало очищения совести.

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Без смиренья невозможно иметь успокоенья.

Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.

Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.

Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим.

Начало радости — быть довольным своим положением.

Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: кожу дерут!

Любое раздражение от гордости. Почему ты можешь раздражаться на человека, почему ты можешь злиться на него? Потому что ты считаешь себя выше него.

В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — сердце внимательное.

Что тебе за дело, что про тебя говорят? Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.

Лицемерие хуже неверия.

Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я.

На вопрос: «Что значит жить по сердцу?», преподобный Амвросий Оптинский ответил:

«Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.

Жить – не тужить – всем довольной быть; никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем.

Учить — это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять — большие камни на колокольню таскать.

И сейчас, переселившись уже на небеса, Батюшка молится о нас, когда мы читаем или слушаем о нем. А молиться ему можно такими словами:

«Преподобне отче Амвросие, моли Бога о нас!»