Великий пост — время духовного возрождения человека. Время покаяния и очищения души.

Шесть недель Великого поста установлены в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне Иудейской.

Первая седмица поста — одна из самых строгих. Она завершается праздником Торжества Православия. В этот день Церковь чествует знаменательное событие, произошедшее в VIII веке — победу православного иконопочитания над иконоборчеством.

Второе воскресенье поста иногда называют вторым Торжеством Православия. Церковь вспоминает святителя Григория Паламу и его учение о нетварном Фаворском свете, принятое на церковном Соборе в четырнадцатом веке. Святитель Григорий говорил о том, что каждый человек может достичь подобия Божия, или обожения. Как бы ни был непознаваем Бог по Своей Природе, мы все имеем возможность благодатного общения с Ним через церковные Таинства и молитву.

Третье воскресенье и следующая за ним четвёртая седмица Великого поста именуются Крестопоклонными. Накануне воскресного дня на Всенощном бдении Крест Христов торжественно выносится из алтаря и полагается на аналой посреди храма, где находится всю неделю. Во время богослужений на Крестопоклонной седмице совершается особое поклонение Кресту. Тема Креста Господня проходит и через многие церковные песнопения этой недели.

Животворящий Крест Господень для всех христиан — несокрушимое орудие против дьявола и символ победы над смертью.

В четвёртое воскресенье поста Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, в пятое — святой Марии Египетской.

Последнее, шестое, воскресенье святой Четыредесятницы называется Вербным. В этот день Церковь чествует торжественный Вход Господень в Иерусалим — один из двенадцати главных церковных праздников.

По окончании Великого поста следует Страстная седмица — воспоминание последних дней земной жизни Спасителя и Его Голгофской жертвы.