Святитель Феофан Затворник

Памятование о Боге должно доводить до чувства теплоты или горячей любви к Богу.

Вы удивляетесь, что столько времени я толкую все об одном и том же. Конечно, говорите, для меня и другое многое нужно.

Да уж теперь покончил. За вами остается только исполнять. А что так много толковал все о памяти Божией, так потому, что в этом вся сила. Когда утвердитесь в сем памятований, не голом, а с благоговеинством и другими чувствами к Господу, тогда это памятование заставит вас быть исправною и во всем прочем, и так исправною, что в исправности сей будет у вас некое предивное благообразие, ибо бывает исправность суковатая, неуклюжая. Память сия будет у вас господином, распорядителем и строителем всех дел, паче же внутреннего вашего быта. В вас тогда исполнится то, чего молитвенно благожелал Апостол Ефесеям, а в лице их и всем христианам, говоря: да даст вам (Бог) по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3, 16-17). Это и есть то, о чем я все толкую. Апостол считал сие так важным, что, молясь о сем, молился с особенным жаром: преклоняю, говорит, колена... ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 3,14). Как же нам с вами не толковать об этом? Когда утвердитесь во внутреннем человеке памятью Божией, тогда и Христос Господь вселится в вас. То и другое идет вместе.

И се вам знамение, по коему можете удостовериться, что предивное дело сие начало совершаться в вас, именно: теплое некое чувство к Господу. Если будете исполнять все прописанное, то чувство такое скоро начнет появляться, и все чаще и чаще, а потом сделается и непрерывным. Чувство сие сладостно и блаженно, и с первого появления своего возбуждает желание и искание его, чтобы оно не отходило от сердца, ибо в нем рай.

Хотите ли поскорей вступить в рай сей? Вот что делайте: когда молитесь, не отходите от молитвы, не возбудив в сердце какого-либо чувства к Богу: или благоговения, или преданности, или благодарения, или возвеличения, или смирения и сокрушения, или благонадежия и упования; также, когда, по молитве, читать станете, не отходите от чтения, не доведши вычитанной истины до чувства. Сии два чувства (приема), подогревая себя взаимно, могут, если будете внимать себе, и весь продержать вас под своим влиянием. Потрудитесь в точности исполнять сии два приема - и сами увидите, что будет.

Когда вещь долго лежит под лучами солнца, она сильно нагревается; так будет и с вами. Держа себя под лучами памяти Божией и под чувствами в отношении к Нему, вы будете все более и более нагреваться неземной теплотою, а потом и совсем станете горячая, и не горячая только, но и горящая. И исполнится на вас: огня приидох воврещи на землю сердец человеческих, и ничего столько не желаю, как того, чтобы он у всех поскорее возгорелся (Лк. 12, 49).

Приложите к сему и следующее сравнение: когда искра падет на горючее вещество, то вещество это начинает тлеть понемногу, потом вспыхнет, а наконец и все обымется пламенем и, будучи по естеству темно, станет светлым и светящим по причине объявшего его огня; так и с вами будет. Согреваясь понемногу, затеплитесь, вспыхнет огонек духовный и, проникая вас по частям, всю обымет и сделает светлой, хоть сами по себе вы - тьма. Припомните при сем, что вначале было говорено о некоей оболочке души, а потом о лучезарности души облагодатствованной12. Вот что будет с вами и в вас! Истинно так! Но наперед надо труд и пот, а сколько времени - Единому Богу ведомо, ибо все от Него.

Ведайте только, что не обидлив Бог, чтобы забыл труд любви вашей.

Продолжение следует...