Святитель Феофан Затворник

Извлечение из преподобного Пимена о богоугодной жизни, побеждении страстей и насаждении добродетелей.

Кто это навел вас на святого Пимена, что вы желаете знать о нем? Но кто бы ни навел, я очень рад этому. Кто святой Пимен и как он жил, найдете в Четьи Минеи под 27 августа и еще в книге <Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов>. В том и другом месте найдете и множество его наставлений. Он был из простых и неученых, но опыты духовной жизни и благодать Божия так просветили ум его, что по тонкому и точному знанию законов восхождения к совершенству в духе его следует ставить в числе первых учительных богомудрых отцов.

Пока-то вы доберетесь до того, чтобы почитать о нем, я выпишу вам важнейшие пункты из его учения и наставлений применительно к тому, о чем так долго толковал вам.

Начало пути Божия - покаяние и плач о грехах. Вот что встречается о сем у святого Пимена. Увидел он женщину, которая сидела на могиле и горько плакала, и сказал: <Если бы явились здесь все удовольствия мира, не освободили бы души ее от скорби. Так должно всегда плакать и нам> (пункт 26)13. В пункте 27 то же обстоятельство рассказано подробнее, и слова святого Пимена приведены в таком виде: <Уверяю тебя, что если человек не умертвит всех вожделений плоти и не будет так плакать, то не может стать едино с Богом. Вся душа и жизнь этой женщины погрузились в скорбь>.

Покаявшийся и плачущий о грехах своих естественно удаляется от зла и творит благо. Зла делом совершать, пока таков, он не станет, но от худых помыслов свободен быть не может. Потому удаление его от зла исключительно почти состоит в борьбе с помыслами. На это вот что есть у святого Пимена. Пришел один брат к авве Пимену и говорит ему: <Авва! У меня много помыслов, и я от них в опасности>. Старец вывел его на воздух и сказал: <Раскрой свою пазуху и не впускай ветра!> <Не могу этого сделать>, - отвечал брат. <Если сего не можешь сделать, - сказал старец, - то не можешь остановить и прилива помыслов. Но твое дело противостоять им> (пункт 28).

Противостоять, но как? Во-первых, внимай себе и трезвись. Так, один брат, сказав о себе, что, встречаясь с другими, развлекается и возвращается к себе уже не таким, каким вышел, спрашивал, как ему быть. Старец сказал ему: <Хочешь ли, возвращаясь к себе, находить себя таким, каким вышел? Держи стражу над собою и дома, держи стражу и вне дома> (пункт 137). И вообще, говаривал авва Пимен, всего нужнее для нас трезвенный ум (пункт 135).

Как только, сторожа за собою, заметишь страстное, тотчас молись, и оно отойдет. Спрашивал один брат авву Пимена о борьбе с восстающими помыслами, и старец ответил ему: <Это дело подобно тому, как если бы у человека с одной стороны был огонь, а с другой чаша с водою. Когда начнет палить огонь, он берет воды из чаши и гасит огонь. Огонь - это внушения врага (страстные), а вода - усердная молитва к Богу> (пункт 146).

Чтобы менее страдать от страстных помыслов, надобно удаляться поводов к возбуждению их. Должно удаляться всего страстного, говорил авва Пимен. Человек, близкий к тому, что может породить страсть, подобен стоящему над глубокой пропастью, и враг человека легко низвергнуть его может в эту пропасть. Но удаляющийся от могущего возбудить страсть подобен стоящему далеко от пропасти. Пусть враг повлечет его, чтобы низринуть в бездну, но доколе будет влечь его с принуждением, он воззовет к Богу, и Бог поможет ему (пункт 59).

Главное - всячески ухитряйся не уступать помыслам. В поощрение к сему в сказаниях о святом Пимене читаем следующее: брат спросил его: <Может ли человек удерживать всегда свои помыслы и ни в одном не уступать врагу?> И старец ответил: <Есть человек, который десять удерживает, а в одном уступает>. Тот же брат спросил о том же авву Сисоя, и он сказал: <Действительно есть человек, который ни в чем не уступает врагу> (пункты 88 и 89).

И еще: авва Анувий спросил авву Пимена о нечистых помыслах, рождающихся в сердце человеческом, и о суетных пожеланиях. Авва Пимен ответил ему: Еда прославится секира без секущаго ею? (Ис. 10,15). Не подавай им руки - и они ничего не сделают>.

Что же выйдет из такой неуступчивости? Страсти замрут. Это высказал авва Пимен авве Исайи, когда тот спросил его о нечистых помыслах, говоря: <Если сундук с платьем будет оставлен без попечения, то платье со временем истлеет; так и помыслы, если не будем исполнять их на самом деле, со временем исчезнут или как бы истлеют> (пункт 20).

Авва Иосиф спросил авву Пимена о том же, и он сказал: <Если кто положит в кувшин змия и скорпиона и закроет его, то, конечно, гады со временем издохнут; так и худые помыслы, происходящие от демонов, замрут, если с терпением будем противостоять им и не давать им пищи> (пункт 21). Но удаляясь от зла таким безжалостным противлением страстным помыслам и пожеланиям, в то же время надо творить благо, насаждая в себе всякую добродетель. Тем и другим скоро очистится сердце. И о насаждении добродетелей много уроков у святого Пимена. Вот главнейшие. Приводит он изречение аввы Иоанна Колова, который говорил: <Я желаю, хотя в некоторой степени, иметь все добродетели> (пункт 46). А далее и свой предлагает о сем урок, говоря: <Когда человек намерен строить дом, то собирает множество материалов и различного рода веществ, чтобы можно было ему поставить дом. Так и мы должны приобрести, хотя в некоторой степени, все добродетели> (пункт 130).

Но есть добродетели источные и руководительные, на которые потому и надо устремить все свое старание. Их нередко указывает святой Пимен. Вот: хранение себя, внимание к самому себе и рассудительность - вот три добродетели, руководительницы души (пункт 35).

Повергаться пред Богом, смиряться и отвергаться своей воли - вот работные орудия души! (пункт 36).

В Писании сказано: аще будут сии триемужие.., Ное... Даниил и Иов... живу Аз... тип... во правде своей спасутся, глаголет. .. Господь (Иез. 14,14,20). Ной изображает собою нестяжательность, Иов - терпение, Даниил - рассудительность. Если сии три добродетели есть в человеке, то Господь обитает в нем (пункт 60).

Страх Божий, молитва и благотворение ближнему - вот три основания совершенства (пункт 160).

Авва Пимен заставляет мирянина сказать следующее: <Не умею говорить от Писания, а скажу вам притчу Один человек сказал своему другу: я желаю видеть царя, пойдем со мною. Друг отвечал ему: пойду с тобою половину дороги. Сказал он и другому: пойди проведи меня к царю. Он сказал: доведу тебя до царского дворца. Сказал он и третьему: пойдем со мною к царю. Пойдем, - отвечал третий друг; - я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему. Спросили его: что значит эта притча? Он ответил: первый друг есть подвижничество, которое доводит до истинного пути; второе - чистота, которая достигает до небес; третий друг - милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю - Богу> (пункт 109).

Когда таким образом, с одной стороны, не дается уступки страстям, с другой - насаждаются добродетели, сердце мало-помалу умягчается (пункт 182), согревается и приемлет в себя божественный огнь, который только береги - и будешь безопасен. Авва Пимен говорит об этом: <Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с душою: доколе она пребывает в духовном делании (горении духа к Богу), враг не может поразить ее> (пункт 111).

Довольно с вас и этих выписок. Сами найдете у святого аввы и другое что для вас нужное и ценное. Я только хотел этими выписками возобновить в вашей памяти все, что говорил прежде. Тут весь путь, на который вы вступили. Да какого отца ни станьте читать, у всякого найдете то же в существе, хотя отлично в изображении и изъяснении.

Умудряйтесь! Благослови вас, Господи!

Продолжение следует...