Наталья Павловская

Год 2016-й движется к концу. Оглядываясь назад, мы вспоминаем, что же принес он, этот год, наступивший сразу вслед за юбилейным годом Великой победы. В этом году мы отмечали совсем другие даты, скорбные, политые слезами и кровью, засыпанные в воронках, даты начала войны. Начала Блокады. Начала…

«1941-й. Начало». Так называется наш проект, который был подготовлен летом 2016 года Творческим объединением «Образ» при Спасо-Парголовском храме совместно с образовательными учреждениями Белоруссии. Главной целью проекта стало углубленное изучение истории Великой Отечественной войны на примере городов-героев Ленинграда и белорусских крепости-героя Бреста, городов Пинска и Лунинца для объединения, в рамках поездки, ребят России и Белоруссии, развитие патриотизма.

В сентябре 2016 года проект был выбран победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», работающего под эгидой Русской Православной Церкви. 4, 5 и 6 ноября участники творческого объединения «Образ» в составе коллективов Детско-юношеского хора имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, певчих хора «Благовест» - актеров спектакля о блокадном Ленинграде «Одна ночь» по пьесе Евгения Шварца по благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского провели в Белоруссии.

4 ноября в Бресте коллектив показал спектакль «Одна ночь» на сцене Политехнического колледжа и музыкально-поэтическую композицию «1941-й. Начало» в актовом зале Лицея им. П.М.Машерова. Наши выступления были очень тепло встречены. После спектакля и концерта нам были сказаны прекрасные, добрые, пронизанные любовью и пониманием истории наших городов слова, преподнесены памятные подарки.

Из воспоминаний о концерте участника ТО «Образ», исполнителя одной из главных ролей в пьесе «Одна ночь» Игоря Гусева:

«И вот долгожданный Концерт вечером на втором этаже, над столовой.
Концерт получился проникновенным..
Как здорово, что были стихи..
Тоня (Козырева Тоня, певчая детско-юношеского хора, прим. автора), представляете, она читала своё стихотворение! В смысле, самое настоящее, собственного сочинения! …

«В покое и тиши, и преддневном настрое
еще не жарком, но уже не ледяном,
стояли у дороги трое:
клен, липа и старинный дом .

Как много пережили вместе,
как много видели за свой столетний век,
уж столько лет на этом самом месте
да, не живет так долго человек.

И, хоть прошло уж лет немало,
когда приходит к ним ночная тишина
мерещится им где-то рядом
та страшная, далекая война...

Ведь знают все они не понаслышке…
Вот зарыдала вдруг старушка мать,
ушёл из дома молодой мальчишка
вслед за отцом Россию защищать.

Ушёл. Так до сих пор и не вернулся,
но в этой странной тишине,
клубом тумана вдруг он обернулся
и манит маму старую к себе...

Друзья тихонечко вздыхают рядом.
Печально им про это вспоминать.
И верят твердо, если будет надо,
Россию люди станут защищать.

Да, в тихой, нежной, дружеской беседе
сошлись они в то утро неспроста.
Не зря уж целый век они соседи:
клен, липа, дом у старого моста.»

Хор был как-то по особенному выстроен, как приятно было смотреть на вдохновенные лица, горящие глаза! Пение чистое, сильное…
В зале…многие плакали, не скрывая слёз..»

Вечером того же дня мы приобщились к военной истории Бреста, посетив Брестскую крепость, в числе первых принявшую на себя удар фашистов в июне 1941-го года. Поздний поход оказал необычное воздействие на наше восприятие. Крепость в свете фонарей и подсветок выглядела особенно трагично и строго. У списков героев мы совершили краткую Литию в память здесь погибших и пострадавших в годы Блокады нашего города.

Из воспоминаний об экскурсии певчей и артистки ТО «Образ» Насти Пашковой:

«Все были утомлены (после показа спектакля и концерта, прим. автора), ведь это совершенно выбивает из сил, но далее нас ждет экскурсия по ночному Бресту. Это сразу же придаёт бодрости, как и свежий белорусский ночной воздух. Город прекрасный! Когда гуляешь по нему, чувствуется уют и комфорт. Но когда виднеется вход в Брестскую крепость, в памяти сразу всплывают эпизоды битвы, лица людей, которые пережили все то, что произошло в этом месте. Ощущение, будто это все нереально, словно ты гуляешь по картинкам из книг. Экскурсовод рассказывал про крепость с ноткой ужаса и печали в голосе. Это как след той войны.»

5 ноября мы побывали в Беловежской пуще.

Из воспоминаний о поездке певчей детско-юношеского хора Саши Димаковой:

«…У меня остались самые яркие впечатления от посещения этого заповедника. Попадая туда ты будто покидаешь наш мир, уходя как можно дальше от цивилизации. Там деревья устремляются в ясно- голубое небо…

…Зубры спокойно прохаживаются на расстоянии вытянутой руки. У них влажный нос, большие глаза, мудрый взгляд…

…Семейство благородных оленей грациозно прогуливается по опушке. Все дышит легкостью и простотой. Сквозь деревья пробиваются лучи солнца, медленно нагревая чистый воздух. Из этого сказочного мира даже не хотелось уезжать. Надеюсь однажды побывать там снова...»

В ходе поездки нам рассказали о страшной участи белорусских деревень, сожженных в период оккупации, и партизанских движениях, активно сопротивляющихся немецким оккупантам на территории Заповедника. До сих пор в память о страданиях тех лет наворачиваются слезы скорби, печали, но и гордости за героизм и отвагу участников Великой Отечественной войны.

Звенят, гудят колокола
Над пепелищами Хатыни...
Здесь было двадцать шесть дворов:
Детей и женщин, стариков...-
Фашисты всех сожгли живыми.

И пешеходная тропа
Из серых плит, из плит бетонных
Вдоль бывшей улицы легла,-
И двери каждого двора
Распахнуты- дворы безмолвны.

Не запоёт с утра коса,
Ведро не стукнет у колодца,
И не услышишь голоса:
Никто здесь больше никогда
Не зашумит, не засмеётся.
Елена Патскевич

6 ноября с особым трепетом мы пели на Божественной литургии в Гарнизонном храме Святителя Николая Чудотворца крепости г. Бреста, служил иерей Андрей Дулько. Вспоминает артистка ТО «Образ» Элла Прудникова:

«…Я запомню добрые глаза замечательного батюшки, который исповедовал меня. Он сказал: "Передавайте привет моему любимому городу, Санкт-Петербургу! Я - ваш земляк, я тоже - русский!"

Осознание того, что прямо здесь проходили ожесточенные бои, страдали люди, придавало нашему пению особую торжественность и искренность. После службы нас познакомили со сложной историей храма от года его постройки до наших дней.

Из воспоминаний о поездке певчей и артистки ТО «Образ» Татьяны Мазо: «Литургия в Храме Николая Чудотворца...Сначала немного суетно, но с каждым новым возгласом дьякона чувства успокаивались. Вдруг взгляд упал на стену рядом: она вся иссечена осколками от снарядов. И так все стены. Сразу представились картины боя здесь, в этом Храме, люди, которые сражались и умирали. Упокой, Господи, их души! И наше пение: Господи, помилуй! уже со слезами на глазах... А потом, во время экскурсии по храму, отец дьякон рассказал, что после войны находили надписи СОВЕТСКИХ бойцов на стенах: УМРЕМ ЗА ЭТУ ЦЕРКОВЬ! Не за клуб, бывший тут до войны, или партию, а за церковь.»

Еще раз, теперь уже утром, прощаясь, прошли по территории Крепости.

«…Если б камни могли говорить
Под летящими вдаль облаками,
Рассказали б о мужестве камни,
Если б камни могли говорить.
И звучит, звучит
Бессмертной песней
Над землёю мирною рассвет…
Для героев, для героев Бреста,
Для героев Бреста смерти нет!»
Роберт Рождественский

Из воспоминаний о поездке артисток ТО «Образ» Эллы Прудниковой и Насти Пашковой:

"Эта поездка была для меня очень личной. Брест - родина моего любимого деда. Всё время было ощущение чего-то родного, и щемило сердце…»
«Но вот уже поезд. Все размещаются, и мы трогаемся. Снова начинаются разговоры. Кто-то просит у проводника чашку, кто-то поёт песни. В этот момент было очень печально расставаться с городом, который так всем полюбился.
До свидания, Брест! До свидания, Белоруссия! Мы обязательно вернёмся сюда снова.» Уже в Санкт-Петербурге, дома, мы понимаем особенную важность нашей поездки. Понимаем важность очередного, но уже более глубокого погружения в Историю нашей страны, важность общения коллективов нашего и белорусов. Да, было сложно подготовить проект. Исполнить его. Но сколько радости, гордости за страну испытываешь от воспоминаний о поездке и осознаешь, что эти дни останутся в памяти и умах всех участников и всех, прикоснувшихся к событию начала Великой Отечественной войны, начала скорби, начала Победы.