Александра Гусева:

24 и 25 мая состоялись два премьерных спектакля «Одна ночь» по пьесе Евгения Шварца, подготовленных театральным коллективом под руководством Натальи Павловской, регента Детско-юношеского хора и хора «Благовест».

Почти год готовился спектакль, двадцать человек девять месяцев погружались в трудную тему блокады Ленинграда, читали, смотрели, слушали, учили непростой текст. Словом, - проживали заново для себя судьбы взрослых и детей той страшной поры. Для того, чтобы зритель поверил в реальность происходящего, была проведена огромная работа костюмером Еленой Румянцевой, декоратором Максимом Калининым , художниками-оформителями Еленой Гавриловой и Ксенией Гусевой, не один десяток произведений был проработан для музыкального оформления спектакля режиссером Натальей Павловской. А как дружно откликнулись наши прихожане на призыв помочь с вещами и предметами тех лет! В воскресную школу несли и несли ватники, шапки, плащ-палатки и валенки. Всем-всем за это, конечно же, низкий поклон!

В пьесе говорится только об одной ночи из жизни блокадного города. И сюжет очень прост, его как бы и нет. Перед ребятами, мальчиками и девочками, певчими хора, встала задача по-настоящему вжиться в судьбы своих персонажей, о которых почти ничего не говорится в пьесе, и ребята думали, обсуждали, что же стоит за простыми фразами, которые произносят подростки, что за судьбы выпали на их такую еще недолгую жизнь. Сложно было и взрослым участникам, необходимо было найти единственно верную интонацию, ведь переиграть здесь было никак нельзя…

Да, было непросто. Эмоционально, физически, морально. Но радость от процесса совместного творчества и сознание того, что дело, за которое мы взялись, очень важно не только для будущих зрителей, но и для нас самих, очень помогали и поддерживали. Коллектив жил одной сплоченной семьей, безотказно приходили на репетиции и без того занятые наши старшеклассники и студенты, после работы спешили в воскресную школу взрослые участники спектакля. Каждую репетицию начинали и завершали молитвой. Молились сугубо за заболевших участников, за тех, у кого проблемы, кто писал контрольную… Как водится у родных людей. Все, действительно, очень сблизились. Словно, и вправду почувствовали на своих плечах хотя бы малую частицу тех испытаний, борьбы за жизнь и за право оставаться людьми.

Премьеры состоялись. Но история «Одной ночи» не закончена. Спектакль рожден и должен жить, ведь тема, поднятая в нем, актуальна и в этот юбилейный год Великой Победы, и всегда.





Анна Плещенкова:

Это была встреча с совестью. Которая есть глас Бога в человеке, даже если человек не желает Его слышать. Даже если Его запрещено слышать и упоминать. Конфликт собственно человеческой воли и Божеской, примирение любви и разделение ненависти, бессилие человеческих усилий и Промысел Божий, милость и суд без милости, и где-то далеко тлеющая нужда в молитве и благословении, и в "позабытом Боге" пришли и рассказали нам о себе - и о нас.

"ОДНА НОЧЬ". Одна ночь войны и блокады - или одна ночь подвига, ставшего жизнью, ночь жизни возле смерти, ночь простых и трагических человеческих встреч. Повседневного выбора между Богом и дьяволом, любовью и ненавистью, собою и ближним. И спорят между собой герои на темы не идейные, а - в глубине - духовные. Нельзя никогда забывать, что коммунизм фундаментально опирается на ненависть. Здесь -

«Слово о трезвенье,
слово о любви»
(Николай Ерёмин)

Прорывающейся в словах старика любви к Богу через ближнего. Не к гордости призывает Евгений Шварц, а к величайшему мужеству и красоте смирения перед волей Божией, острое сострадание и восхищение вызывает подвижническая готовность всех его героев в этой пьесе, и глубокую боль - что никто почти из них не видит Его
- а может быть, видит лучше нас? Не судите...

Сквозная красная нить - смерть и душа, война и победа, мыслимая духовно - как Пасха. Сюжет и интермедия танца двух девочек - в красном и в чёрном.

Но в интермедии договаривается то, что православный, в будущем-отпетый, Шварц не мог сказать: является ангел. Как весть о любви и Воскресении.

Любовь и воскресение. Именно они дали выстоять. И героям пьесы, и историческим нашим соотечественникам, - впрочем, не чувствуется разницы. И это больно, когда проходишь , но рядом с тобою Бог. Какой победой духа отзывается момент, когда Марфа (Вера Горячая) крестит, благословляя, сына! Да, мы впечатлились необычайно: через боль пробивался Божий свет. Редкий человек не плакал в переполненном актовом зале 623-й школы, и после спектакля мы не могли оторваться друг от друга и от наших прихожан, ставших на тот вечер артистами. Ради нашего единения в Боге и друг с другом, через узнавание высочайшей истины о Родине и о себе.

Спаси Бог режиссёра Наталью Святославовну Павловскую и всех, добре потрудившихся вместе с ней!







Светлана Михайлова:

Пьесу Е.Шварца "Одна ночь" я читала раньше, тем не менее увиденное на сцене потрясло до глубины души. Ожили герои книги, и зрители очутились в блокадном городе, среди страдающих людей, очень разных по характеру, и увидели, как каждый из них несет свое горе и как они все вместе, опираясь друг на друга, противостоят бедам. Мы прикоснулись к происходящему, так как было ощущение его реальности.

Как достигли этого создатели спектакля? Думается, сами они прочувствовали глубоко ту обстановку, пропустили через себя переживания героев, поэтому и передали это все сильно и убедительно зрителям, поэтому многие не раз по ходу спектакля не могли сдержать слез. Все исполнители были на высоте, каждый передал особый характер своего героя. И взрослые, и подростки смогли с актерским мастерством создать очень цельные, яркие образы. А достичь такого уровня они успели менее чем за год.

Конечно, здесь видна огромная работа режиссера Натальи Святославовны Павловской. Подготовка велась многосторонняя: и творческая, и психологическая, и сценическая. Также серьезно продуманы и исполнены декорации, костюмы, реквизит с помощью нашего бессменного костюмера Елены Румянцевой, художников Елены Гавриловой, Ксении Гусевой, ответственного за свет и декорации Максима Калинина. Вообще, впечатляет объем работы всех участников, создавших этот замечательный спектакль. Песни, танец, исполненные детьми по ходу действия, украшали его и иносказательно раскрывали смысл происходящего. Мы еще раз вспомнили о наших родных, погибших, переживших войну, о цене Победы. Спасибо всем!

Татьяна Галицкая:

В этом году мы с моей подругой почти не виделись и не созванивались… Я не смела беспокоить её, знала, что каждую свободную минуту она сочиняет музыку или репетирует, или изучает материал для будущего спектакля «Одна ночь» по пьесе Е. Шварца… И вот – долгожданная встреча, правда, всего лишь на миг. Крепко обнялись… Поздравила с премьерой спектакля.

Огромную радость подарила всем моя милая подруга, режиссёр-постановщик Наталья Павловская вместе с артистами и всеми, кто участвовал в подготовке этого выступления. Да, я не ошиблась, именно радость. Вроде бы идёт война, Ленинград взят врагом в блокадное кольцо, но город живёт. Живёт с надеждой, в ожидании радости, праздника, который непременно наступит… Ждёт его и герой пьесы: старик-монтёр Захар Иванович Лагутин. Он ко всем добр, всех покрывает своей любовью. Этот человек по-стариковски, неторопливо, без суеты, очень спокойно всех примиряет, вселяет надежду…

Какую радость испытывали мы, сидя в зале! Я лично радовалась за то, скольких людей объединил этот спектакль. Понятно, что герои пьесы стали друг другу как родные, в эту одну из трудных блокадных ночей, что великолепно передали и взрослые актёры и дети. Но и весь зал сроднился… Очень важные слова ложились на сердце, слова о том, какое значение имеет каждый миг мирной жизни, а мы часто это не ценим… «Мы сами не знали как мы хорошо жили», - говорит Оля, героиня спектакля.

Я радовалась, как много было в зале детей в роли артистов и в роли зрителей. А какие были у них прекрасные, проникновенные, одухотворённые лица! Сопереживали, думали…

Наверное, такие спектакли нужны, прежде всего, им – детям. И, если будет в их жизни трудная минута, обязательно вспомнят о жертвенной любви героев этой пьесы, об их терпении, вере, твёрдости и верности. Забудут о своём личном, поддержат, помогут…

Порадовало и оформление спектакля. Важна была каждая мелочь: лампа - грибок, старый телефон, печка-буржуйка с вязанкой дров и сценические находки, например, морозный воздух, залетавший в дверь, каждый раз, когда её открывали.

Спектакль, несомненно, удался. И то, что актёры - обычные люди, а не профессиональные артисты, только украсило выступление. Мы видели подлинные человеческие чувства, а не игру в них.

Фото: Сергей Погребицкий