Василий Черняев

Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!
/П.И. Чайковский/

7 мая 2015 года исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского композитора - Петра Ильича Чайковского.

Музыкальные заслуги композитора широко известны не только в России, но и во всем мире. Но, рассматривая творчество Петра Ильича, хочется остановиться на духовной стороне его жизни. Петр Ильич был православным христианином. Его ежедневные дневниковые записи касаются суточного богослужебного круга, великих и рядовых праздников, церковных постов. Композитор часто посещал храм, интересовался церковным пением, общался с клиром. Посещение храма для него, как и для множества русских людей, было частью быта.

В одном из своих писем композитор пишет: «Я совсем иначе отношусь к церкви, чем Вы. Для меня она сохранила очень много поэтической красоты. Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого песнопения, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении. Я очень люблю также всенощное бдение. Отправиться в субботу в какую-нибудь древнюю, небольшую церковь, стоять в полумраке, наполненном дымом ладана, углубляться в себя и искать в себе ответа на вечные вопросы: для чего, когда, куда, зачем, пробуждаться от задумчивости, когда хор запоет: «От юности моея мнози борют мя страсти», и отдаваться влиянию поэзии этого псалма, проникаться каким-то тихим восторгом, когда отворятся царские врата и раздастся: «Хвалите Господа с небес!», о, все это я очень люблю, это одно из величайших моих наслаждений!»

Между написанием Чайковским его Литургии и Всенощной прошло три года. В годы, разделяющие эти сочинения, Чайковский пережил немало утрат и разочарований, его духовная жизнь постоянно подвергалась ударам судьбы. Одним из самых сильных стала кончина в Париже после мучительной болезни Николая Рубинштейна. Он был для Чайковского очень близким человеком. Сразу после похорон, Петр Ильич пишет: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя», - ибо я знаю, что воля Его святая… Мне хочется верить, что есть будущая жизнь.»

Духовные переживания отразились во отошении композитора к работе над Всенощной. Чайковский стал интересоваться историей церковного пения, взялся за изучение обихода, устава, слушал и сравнивал пение в монастырях и храмах.

В Библии, принадлежавшей Петру Ильичу, сохранились свыше 200 пометок и 75 дат, которые оставил композитор в процессе чтения. В книге до сих пор сохранились две закладки, перо птицы и тринадцать засушенных цветов. Две закладки, а не одна, требовались Чайковскому, так как он параллельно читал Ветхий и Новый Завет.

«Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, что бы я был, если бы не верил в Бога и не придавался воле его?» - писал композитор.

Петр Ильич Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по сей день, он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души.

В память 175-летия со дня рождения великого русского композитора в нашем храме будут исполнены песнопения из литургии св. Иоанна Златоуста, музыка к которым написана П. И. Чайковским, во время богослужения в воскресенье 28 июня 2015 года.