Марина Гаталова

Утром пятого дня мы прибыли в порт Пирей, откуда на пароме отправились на остров Эгина, где находится женский монастырь Святой Троицы, основанный святителем Нектарием Пентапольским (Эгинским). В этой обители прошли последние годы жизни святого, здесь почивают его святые мощи.

Святитель Нектарий – один из наиболее почитаемых греческих святых. Его житие является примером горячей любви к Богу и к ближним, смирения, кротости и терпения. Основав монастырь, святитель сказал насельницам обители: «Я строю для вас маяк, а Бог зажжет в нем свет, который будет сиять на весь этот большой и широкий мир. Многие увидят этот свет и придут сюда, на Эгину.» Владыка Нектарий не только был духовником обители, но и занимался тяжелым физическим трудом - работал на огороде, носил камни для постройки келий, чинил обувь монахиням и работникам. Вдохновенные и исполненные веры проповеди святителя Нектария делали ревностными христианами даже его врагов и людей неверующих. Сразу после кончины святителя начались чудеса исцеления тяжелобольных людей, а тело святого благоухало и мироточило. Через несколько лет после погребения святителя, были обретены его нетленные мощи. Многие больные и одержимые получают от него исцеление. Мы поклонились святым мощам, прося помощи для себя и наших близких, побывали в келье, где жил святитель и где он принимал посетителей. Владыка Нектарий является автором гимна Богородице (Агни Парфене), который так любит Русская Православная Церковь.

Вечером этого же дня мы прибыли на остров Эвбия, где в Прокопии в храме святого Иоанна Русского покоятся мощи удивительного святого, особенно нам близкого.

Святой Иоанн Русский родился в конце 17 века и стал воином армии Петра Великого. Принял участие в войне 1711-1718 годов, защищая Россию. В битве за освобождение Азова он попал в плен, был переправлен в Константинополь, откуда его перевезли в г. Прокопион в Малой Азии и оказался в услужении у турецкого Аги, который содержал лагерь янычар. Святой Иоанн претерпел множество физических мук и психологическое давление со стороны турок. Его подвергали побоям, унижениям, сжигали волосы и кожу на голове. Иоанн претерпевал все это со смирением христианина со словами: «Я пленный, потому слушаюсь моих хозяев, но ничто не может заставить меня отвратиться от Бога. Я готов умереть, но не отказаться от Христа». Он молился, постился, сам совершал службы, прославляя Бога среди неверных. Своим смирением и любовью к Богу он заслужил уважение даже у своих мучителей. Они называли его «вели» - святой. Святой Иоанн чудесным образом с помощью Божией отправил блюдо с пловом из Малой Азии в Мекку, где находился его хозяин. Это блюдо и сейчас находится в храме святого Иоанна Русского. Великой радостью и укреплением святого Иоанна было причащение Святых Христовых Тайн. Последний раз святой Иоанн соединился со Христом в Святом причастии накануне перехода в жизнь вечную – 27 мая 1730 года.

Через 3,5 года после кончины были обретены нетленные мощи святого Иоанна. Он явился во сне священнику, который исповедовал и причащал его и сообщил, что мощи его нетленны. Над могилой святого появился небесный свет в виде огненного столба. Так были обретены его нетленные и благоухающие мощи. За помощью к святому Иоанну приезжает множество людей со всех концов земли. О случаях исцеления безнадежных больных уже написано несколько книг. Святой Иоанн приходил на помощь терпящим бедствия. В Греции его с любовью называют Ванечка. Наша гид Ольга рассказала, что настоятель храма святого Иоанна Русского – отец Иоанн в период своего многолетнего служения в храме дважды сподобился менять облачение на мощах святого. Частицы этого облачения разрезались на кусочки и раздавались нуждающимся в помощи. Перед сменой облачения святой Иоанн являлся во сне людям, проживающим в разных концах земли, иногда неверующим, называл свое имя и просил передать отцу Иоанну, что его облачение готово.

Рядом с храмом находится часовня, где каждый может надеть на себя шапочку и ремень святого Иоанна Русского и помолиться. Все мы с благоговением это сделали.

Утром шестого дня мы пришли на Божественную Литургию. Для нас это было большим праздником еще и потому, что Божественную литургию служил митрополит Халкидский, Истиэйский и Северных Спорад владыка Хризостом, а наш отец Сергий сослужил ему. До начала службы владыка благословил каждого из нас. Кроме нашей группы и прихожан храма на службе были паломники из России и Украины. Нам было очень приятно, что владыка во время службы иногда говорил на русском языке. После чтения Святого Евангелия на греческом языке, отца Сергия благословили прочитать Евангелие на церковнославянском языке, чему мы были несказанно рады. Все мы вместе с нашими священниками пели Символ Веры и Отче наш. С благоговением мы причастились Святых Христовых Тайн в этом святом месте, у мощей святого Иоанна Русского, во Христе объединившего русский и греческий народы.

По пути в местечко Геракини, где у нас был запланирован отдых, мы посетили ущелье Темби. Там у подножья горы Олимп находится пещерный храм святой Параскевы и святой источник, воды которого исцеляют глазные болезни.

Наш отдых и купание в изумрудных водах Эгейского моря были прекрасными, но разве они могут сравниться с той благодатью, которую мы обрели, соприкоснувшись с Великими христианскими святынями!

На восьмой день мы отправились на пароме вдоль побережья Афонского полуострова, а отец Сергий и паломник Сергий - на Святую Гору Афон. Мы имели счастье видеть афонские монастыри, расположенные вдоль побережья: Пантократор, Ксенофонт, Пантелеимонов («Руссик»), Дохиар, Великую Лавру и другие. У монастыря святого Павла наш паром сделал остановку и к нам на катере приплыли монахи со святынями. Мы поклонились Дарам Волхвов и Честной Главе святого великомученика и целителя Пантелеимона. Под руководством Ирины Ивановны мы пели на молебне, который был отслужен у этих святынь, после чего нас пригласили в рубку капитана для того, чтобы мы спели для всех, участвующих в паломничестве.

В середине десятого дня нашего паломничества отец Сергий и паломник Сергий вернулись со Святой Горы Афон преображенные и одухотворенные.

И вот наступил последний день нашего пребывания в Греции. Мы попрощались с морем, которое тем утром было особенно спокойным и ласковым и отправились в Салоники, чтобы посетить храм Святого Димитрия Солунского и поклониться святым мощам Димитрия и другим святыням храма.

В монастыре святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, расположенном в местечке Суроти, мы поклонились мощам святого Арсения Каппадокийского, крестившего в 1924 году младенца, которого он нарек своим именем, пророчески сказав, что хочет оставить после себя монаха. Слова святого Арсения сбылись, этот младенец стал монахом - старцем Паисием Святогорцем. Могилка старца Паисия находится в этой обители, основанной им в 1967 году. Мы отслужили литию на его могиле. К старцу Паисию приходят тысячи паломников, оставляя записочки о своих нуждах возле креста на его могиле. Оставили свои записочки и мы…

Последним местом нашего паломничества был монастырь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Этот монастырь был основан святой царицей Феофанией, святые мощи которой покоятся в обители. Святая Анастасия помогает страждущим от болезней и отчаяния, облегчает участь заключенных. Мы поклонились святыням монастыря - святым мощам апостола Андрея Первозванного, Якова Святогорца, святого Феоны, святого Дионисия и святой царицы Феофании.

Опять ночь, опять посадка в самолет, который доставит нас домой. Среди пассажиров, летящих в Санкт-Петербург, мы увидели отца Николая Беляева из монастыря Иоанна Кронштадтского. Как спокойно было лететь вместе с двумя священниками!

После возвращения домой мы вновь собрались, чтобы в воскресный день в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии послужить благодарственный молебен. Мы поблагодарили Бога и Преблагословенную Деву Марию, предназначенную от века Божественным Промыслом стать Матерью Спасителя мира, за возможность побывать на святой земле Греции и соприкоснуться с вечностью.

Около двух недель прошло со времени нашего возвращения. Мы окунулись в повседневные заботы, жизнь вошла в обыденную колею, но сердцем мы будем возвращаться в те места, где так явно ощущается близость присутствия Бога и вечности.

Благодарим настоятеля нашего храма отца Романа, весь клир и прихожан за молитвенную помощь.

От имени всех паломников благодарю отца Сергия за то, что он был с нами в нашей паломнической поездке, за его терпение и доброжелательное снисхождение к нашим слабостям. Своим примером батюшка показывал нам, каким должен быть православный паломник. Стараниями отца Сергия во время наших поездок (а это уже наша пятая зарубежная поездка), мы становимся единой и дружной семьей, каждый из нас готов носить бремена друг друга. Батюшка всегда рад, когда в поездках принимают участие новые люди. Вот и в этот раз с нами были прихожане других храмов. Знаю, что они не чувствовали себя чужими среди нас.

От всех путешествовавших благодарю нашего гида Ольгу, заботами которой все прошло так прекрасно.

Особая благодарность нашей дорогой Ирине Ивановне, положившей много сил на то, чтобы наше пение радовало не только нас, но и окружающих. Всюду где мы были, наши молитвы сопровождались пением. Именно поэтому перед нами открывались закрытые двери и преображались стоявшие рядом люди.

Большая благодарность нашим прихожанкам Валентине Гордеевой и Алле Иванько, стараниями и трудами которых эта поездка состоялась, а также Ирине Муравьевой за фотографии.