Виктория Сенчугова
Простившись с холодным и сумрачным Петербургом, группа паломников Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Сергия Ашитка перенеслась в благословенную землю, по которой ходил наш Господь, к которой устремляются чаяния верующих людей всего мира, в Святую Землю. Израиль встретил нас теплой солнечной погодой, и мы дружно сев в автобус и познакомившись с нашей сопровождающей, молодой и жизнерадостной инокиней Емилией, поехали в город, где родился Спаситель, в Вифлеем. По узким каменным улочкам города наша группа прошла к древней базилике Рождества Христова, построенной еще по распоряжению царицы Елены около 325 года, единственному храму в Палестине, который не подвергся разрушению за все 16 веков. Базилика построена над пещерой, в которой родился Христос.
Мы поклонились месту Рождества Спасителя, отмеченное Вифлеемской звездой, и месту, где находились ясли Богомладенца. В пещере ясно представляешь, как умалился Господь ради нашего спасения, как кротко и смиренно он лежал в яслях для скота в пещере, согреваемый дыханием овец и волов. Тут чувствуется связь времен, как будто оживает древний город: пещера Богомладенца – только недавно пастухи и волхвы славили здесь рождение Спасителя, в южной части базилики – мощи вифлеемских младенцев, убиенных воинами Ирода, недалеко от храма в Молочном Гроте Богоматерь кормила Иисуса и капля молока, упав на землю, окрасила ее в белый цвет. В церкви святой Екатерины – могила блаженного Иеронима Стридонского, подвизавшегося в пещере в Вифлееме и переведшего книги Ветхого Завета на латинский язык.
На следующий день мы отправились на Иордан, к месту Крещения Господня. Пейзажи Святой Земли трогают какой-то неброской красотой: река Иордан, мутно-зеленоватая вода, скудная природа пустыни, в сердце удивительная радость и тишина. За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ израильский и здесь впервые вступил Израиль в землю обетованную. В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей, отсюда ушла за Иордан преподобная Мария Египетская. На противоположном берегу в Иордании построена русская церковь, неподалеку от места Крещения Господня, так как в то время русло Иордана проходило в 60 метрах от нынешнего. Отец Сергий прочел Евангелие, мы дружно пропели тропарь Крещению и окунулись в священные воды Иордана.
Следующим местом нашего паломничества была Сорокадневная гора, место, где дьявол искушал Христа.
Подъем под палящим солнцем был непрост, но когда заходишь в монастырь об этом забываешь: древние намоленные образа, благоговейная атмосфера храма, вслушиваешься в слова Евангелия и понимаешь их сердцем. Помолившись в храме и у камня, на котором сидел Христос, когда к нему приступил сатана, мы едем в древний город Иерихон, который был основан еще на заре человечества, к источнику пророка Елисея, а оттуда на подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне, которое было построено для приёма паломников на месте, где по преданию находился дом мытаря Закхея. По роскошному саду из финиковых пальм, винограда и цитрусовых, идем под оглушительный собачий лай к часовне в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая возведена на месте древнего византийского храма. Поем молитвы и идем к вкусному угощенью во дворе, где нас уже поджидает довольная собачка.
Следующее место – греческий монастырь св.пророка Елисея, где сохранилось дерево, на которое забрался мытарь Закхей, желая увидеть Христа. Спев тропарь у камня, мы проходим в храм и видим фреску с изображением святителя Закхея. Уверовав в Спасителя, бывший мытарь стал епископом.
Вечереет и мы подъезжаем к зеленому оазису посреди Иудейской пустыни: монастырю преп. Герасима Иорданского. По традиции все группы паломников здесь встречают колокольным звоном. Мы тоже услышали колокола, нам подарили свечи, иконы святого Герасима.
Монастырь был построен преподобным Герасимом в 455 году как каменная крепость-лавра, рассчитанная не менее чем на 70 монахов. Начинающие монахи жили в самой обители, а опытные селились в пустыне, в уединенных кельях. В 1976 году, когда сюда приехал отец Хризостом, нынешний настоятель обители, монастырь был полностью заброшен, повсюду лежали груды мусора. Здесь не было ни воды, ни света, ни дороги, ни одной поющей птицы и живого растения, из живых существ лишь мыши, змеи, тараканы. Но была любовь сердца игумена. Благодаря ей, не так давно безводная и безлюдная, а ныне процветшая и благоухающая пустыня, стала оазисом, где находит отдохновение и покой душа путешественника по Святой Земле. В монастыре множество птиц, говорящий попугай, верблюды, козы, лошади, кролики, куропатки, куры, утки, ручной козленок, повсюду сопровождающий игумена. Совсем по другому, здесь воспринимаешь житие преп. Герасима, его трогательную дружбу со львом, которые умер на могиле святого, не пережив смерти друга. При входе в монастырь слева расположен небольшой пещерный храм, в котором почивают мощи преподобномучеников и чудотворная фреска-икона Божией Матери Млекопитательница. Согласно преданию в этой пещере некоторое время жило Святой Семейство по пути в Египет.
Третий день – мы едем в собор Русской Духовной Миссии. По дороге сестра Емилия рассказывает нам, как в 1847 году была учреждена Русская Духовная Миссия, как в результате ее деятельности в различных местах Святой Земли появилось много русских сооружений: храмы, подворья, монастыри, странноприимные дома в Иерусалиме, Хевроне, Назарете, на горе Елеонской, в Яффе и др. местах. К 1914 году Миссия имела 37 земельных участков, на которых было расположено 8 храмов, несколько молитвенных домов, две женских обители, здание для размещения паломников. В советское время Миссии пришлось пережить тяжелые времена. В результате «апельсиновой сделки» в 1964 году, заключенной Н.С.Хрущевым, большое количество российских земель и зданий Миссии было продано Израилю за текстиль и апельсины, сгнившие по дороге в Россию.
Мы любуемся величественным Троицким Собором, заходим в него и прикладываемся к главным святыням собора – иконе Благовещения Пресвятой Богородицы и иконе святителя Николая Чудотворца. Икона Благовещения знаменательна тем, что ее ежегодно после праздника Благовещения торжественно переносят в Горненский женский монастырь, где она на три месяца занимает игуменское место. Икона святителя Николая подарена Троицкому собору в память о чуде, которое произошло в 1910 г. с паломниками, плывшими в Святую Землю на пароходе "Корнилов" из Одессы в Яффо и попавшими в сильную бурю. По молитвам богомольцев перед иконой святителя Николая, которая была на пароходе, буря скоро утихла и паломники остались живы.
Идем к храму Гроба Господня, к главной святыни христианского мира – Кувуклии, гробнице, где Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес.
Стоим и молимся в очереди в Кувуклию, именно здесь было Воскресение Спасителя, здесь происходит снисхождение Благодатного огня, сколько людей приходят сюда с надеждой, верой и получают исцеление, облегчение, утешение.
Взволнованные идем в Греческую Патриархию, где нас ожидает прием у Иерусалимского Патриарха Феофила III. Патриарх приветствовал русских паломников и рассказал о той важной миссии, которую приходится нести Иерусалимской Церкви на Святой Земле. Он отметил, что важность и значимость Святой Земли, и в особенности Иерусалима, заключается в том, что это самое место, именно эта часть земли была благословлена и освящена жертвенной кровью Господа нашего Иисуса Христа. Иерусалимской Патриархат и Святогробское Братство делают все зависящее от них, чтобы эти святые места удалось сохранить для поклонения. Посещение Святой Земли - это великое благословение паломникам. Патриарх лично благословил всех нас и подарил каждому Иерусалимскую икону Божией Матери.
После приема мы направляемся на Виа Долороса («Крестный путь», «Дорога скорби») - дорогу, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. Заходим в церковь Рождества Богородицы на месте дома св.прав. Иоакима и Анны, где родилась Пресвятая Дева. Трогательная маленькая церковь с чудотворными иконами и приветливой монахиней, которая рассказывает нам о чудесах, которые происходят по молитвам в этой церкви, особенно здесь молятся о примирении враждующих и о семейном счастье. Спускаемся вниз, туда, где был дом. Низкие своды пещер, тишина – место, где родилась Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим.
Идем к месту Овчей купели, к громадным каменным цистернам, в древние времена здесь исцелялись неизлечимо больные. Через Овчие врата в старый город пригоняли овец для жертвоприношения. Овец нужно было перед этим помыть. Для этого существовала Вифезда - Овчая купель. По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, на котором впоследствии был распят Христос. Само же древо тоже оказалось здесь промыслительно. Когда Аврааму у Мамврийского дуба явился Бог в виде трёх ангелов, то они перед уходом в Содом оставили ему три своих посоха из кипариса, певка и кедра. Их и отдал Авраам Лоту после его грехопадения с дочерьми, велев посадить их в окрестностях Иерусалима и поливать водой из Иордана. Лот, стремясь искупить свой грех, посадил посохи в долине, носил воду из Иордана, чтобы поливать три посоха и через долгие годы из них произросло необычное дерево. При постройке Храма Соломона это дерево срубили, но для строительства так и не использовали, т.к. оно чудесным образом меняло размер. Дерево было брошено в купель, где пролежало около 700 лет. Именно это «греховное» древо Лота фарисеи решили использовать для казни Спасителя.
Крестный путь. По обычаю паломники проходят его с крестами из оливкового дерева в руках. Начало Крестного пути – Претория, здесь Понтий Пилат приговорил Иисуса к смертной казни. Идем в темницу Христа, небольшую пещеру с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног узника. При темнице – греческая церковь. Отец Сергий читает Евангелие о крестных страданиях Христовых. Пытаясь, сосредоточится в молитве, идем по Крестному пути: шум, многочисленные лавочки, громкоголосые продавцы, покупатели, процессии паломников из всех стран мира. Невольно думаешь, что в такой же суете шел Спаситель, неся свой Крест 2000 лет назад, шел, падал, вставал и опять шел на позорную казнь. С тех пор, кажется, ничего не изменилось. Люди также бежали, толкались, шумели вокруг, и не видели главного… Но не все: вот место, где Святая Богородица встретила своего Сына идущего на смерть, вот место, где Симон Киринейский взял и понес Крест упавшего Христа, вот место, где Вероника отерла платом кровь и пот с лица Спасителя. Подходим к порогу Судных Врат. В шаге от этих Врат стоял Иисус, слушая окончательный приговор. Единственного мужского голоса в защиту осужденного было бы достаточно, чтобы отменить казнь. Однако он не прозвучал и ему повесили на шею табличку с обвинением и повели на место казни на Голгофе, до которой от Судных ворот около 70 м. Сегодня Порог Судных Врат находится под сводами русского православного Александровского подворья. Здесь многочисленные святыни, в том числе неугасимая лампада преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны перед образом святого Сергия Радонежского, часть Голгофы, отколовшейся в момент смерти Спасителя и знаменитое «игольное ушко», о котором упоминал Христос в своих проповедях — узкий проем в старой иерусалимской стене с левой стороны от Порога Судных Врат. В древние времена ворота на ночь запирались, и пройти ночевать в город мог лишь путник без поклажи — для этого и был устроен столь узкий проход.
Идем в храм Гроба Господня на Голгофу, где стоял крест, на котором был распят Спаситель. Место креста обозначено кругом из серебра и находится под престолом. По преданию, под Голгофой была погребена голова Адама. Пречистая Кровь Спасителя омыла главу Адама, пройдя сквозь расселину в скале, которая образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа. Расколовшуюся скалу видно под стеклом рядом с местом Распятия. Около Голгофы толпы паломников, громко читаются и поются молитвы на всех языках. На коленях приближаемся к месту Креста Спасителя.
Вот мы уже в полукруглой галерее храма Гроба Господня, в которой расположены алтари, посвященные Страстям Христовым.
Придел Адама. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской расселины. В притворе этого придела у входа, по преданию, была погребена глава Адама. В этом приделе располагается Санктуарий Храма Гроба Господня - хранилище святынь, где можно ночью припасть к частице Животворящего Древа и мощам великих святых Церкви.
Придел Бичевания. В этом приделе под иконостасом находится Камень бичевания, вернее часть столба к которому был привязан Иисус во время бичевания.
Придел святого мученика Лонгина сотника, уверовавшего в Иисуса при виде дивных знамений во время его смерти. Предание говорит, что Придел этот устроен на месте обретения слепой женщиной головы святого Лонгина, впоследствии пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.
Длинная широкая лестница, приведет в подземный храм. В этом храме был обретен крест Господень. Здесь находится армянская церковь святой равноапостольной царицы Елены. По правую сторону в церкви располагается темная лестница из 13 железных ступеней, которые и ведут к пещере Обретения Креста. Вдоль неё на стенах можно увидеть вырезанные на стенах кресты, оставленные воинами-крестоносцами и паломниками.
Часовня Разделения Риз. Здесь на этом месте, по преданию, воины римляне, стерегущие распятого Христа, бросали жребий и делили его одежды.
Придел Марии Магдалины. Место, обозначенное мраморным кругом, над которым горят неугасимые лампады. Здесь явился Господь по Воскресении Своем Марии Магдалине.
В западной части храма в приделе сирийцев-яковитов находятся гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. После снятия со Креста тело Спасителя положили в пещеру, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в другой, более скромной гробнице.
Прикладываем свои кресты ко всем святыням, молимся и возвращаемся в Вифлеем. Завтра нас ждет Елеон и Фаранская лавра…
Утром в субботу едем Иерусалим, сначала на Сион, в Сионскую горницу, помещение на верхнем этаже дома в Иерусалиме, где была совершена Тайная Вечеря, здесь же апостолы оплакивали смерть Иисуса, сюда Он явился им после Своего Воскресения. В горнице же апостолы пребывали в день Пятидесятницы. Ныне существующее здание, построено крестоносцами в XII веке. В горнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. На нижнем этаже находится синагога.
Поднимаемся на Елеон, к знаменитой «русской свече» (самому высокому месту с Иерусалиме), в русский монастырь на горе Вознесения, где похоронен архимандрит Антонин Капустин, так много сделавший для усиления русского влияния на Святой Земле, приобретения и благоустройства таких мест, как Спасо-Вознесенский женский монастырь на Елеонской горе, храм Марии Магдалины в Гефсимании, Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме, многих других памятников древней библейской истории и археологии исключительной ценности и первоклассного значения - от Тивериадского озера до Хеврона, от Яффы до Иордана. «Пройден путь длинный и скорбный, путь от Урала до Елеона. Недаром прожиты одиннадцать седмин, создано в Святой земле столько для русского имени и для Православной Церкви, сколько не создать и нескольким поколениям. России оставлен богатый залог в Палестине. Сумеет ли она его сохранить? Найдутся ли новые Антонины, могущие продолжить его дело и выполнить то, что завещано им?» — писал о нем архимандрит Киприан.
Громадный оливковый сад. Вообще, русские монастыри в Израиле поражают своей ухоженностью, чистотой и роскошными цветами. Ярким контрастом смотрится окружающая их местность, особенно арабские поселения, горы мусора, свалки, грязь. Идем храм, отец Сергий служит литию на могиле архимандрита Антонина, мы прикладываемся к чудотворным иконам «Елеонская Скоропослушница», «Взыскание погибших» и камню, на котором по преданию, стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа, и идем в часовню, где находится место первого обретения главы Иоанн Предтечи. По преданию, Иродиада не позволила, чтобы главу Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать её. Она выбросила главу в нечистое место. Знавшая об этом кощунстве Иоанна — благочестивая жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла её на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.
В нескольких шагах от монастыря часовня на месте Вознесения Господня. Место принадлежит мусульманам, но за плату мы можем помолиться и приложиться к камню, на котором стоял Христос перед Вознесением и на котором отпечаталась Его стопа. Поем тропарь Вознесению, все прикладываются.
Едем на смотровую площадку и любуемся видом Иерусалима. Неподалеку храм Слёз Господних, место с которого на Иерусалим смотрел и плакал Христос, говоря «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланныя к тебе: коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош гнездо свое под криле, и не восхотесте! Се оставляется дом ваш пуст. Глаголю же вам, яко не имате Мене видети, дондеже придет, егда речете: благословен грядый во Имя Господне» (Лк.14.31-35).
Едем в знаменитую Фаранскую лавру, мужской православный монастырь, самый древний из сохранившихся в Палестине, основанный преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере, в которую он был приведён разбойниками.
Стали съезжать вниз. Узкий серпантин, отвесные пропасти, при одном взгляде на которые, захватывало дух. Громко поем «Спаси, Господи, люди Твоя». Слава Богу, благополучно оказались на дне ущелья. Пейзаж открывается прекрасный и необыкновенный. Горная река протекает меж скал, образуя местами тихие заводи. Чистейшая голубая вода. Вокруг раскинулись живописные и величественные скалы бежево-коричневых оттенков. В некоторых местах этих каменистых гор, виднеются многочисленные пещеры, где подвязались в древние времена монахи-отшельники. Вдоль реки расположились группы отдыхающих арабов, много детей, видно, что сюда приезжают отдыхать семьями.
По каменистой тропинке поднимаемся к монастырю, который расположен почти на отвесной скале.
Нам открывает монах Харитон, он живет здесь один с собакой Умкой. В 1903 году это место было приобретено Русской Духовной Миссией. С 1997 года монах Харитон возрождает скит из руин, явившихся следствием 6-тидневной войны. Пьем ароматный чай, идем к месту гробницы преп. Харитона и в 2 чудесные церкви, с многочисленными мощевиками и прекрасными старинными иконами. Пещерная Церковь св. Николая Чудотворца находится прямо в скале, по крутой металлической лестнице паломники залезают в пещеру. Монах беседует с нами, рассказывает историю обители. Ясно чувствуешь, какая серьезная духовная борьба здесь идет. Когда на прощание мы хотим спеть ему многолетие, он останавливает нам словами «Долгих лет мне не надо, здесь один год идет за четыре».
Ближе к вечеру, едем на всенощное бдение в Горненский монастырь, расположенный в селении Эйн-Карем, здесь жили св.прав. Захария и Елизавета, родители св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Покупая в этом месте земли, архимандрит Антонин (Капустин) хотел, чтобы весь северный склон горы заселили русские паломницы, желающие до конца своих дней остаться на Святой Земле. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями - вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, утопающие в зелени холма, в которых и живут насельницы монастыря.
Горняя — поистине огромный сад, сколь вещественный, столько и духовный. На территории монастыря три храма: Всех Святых в земле Российской просиявших, Казанской Божией Матери и пещерный храм в честь св. Иоанн Крестителя. Мы поклонились чудотворному Казанскому образу и пошли на всенощное бдение в храм Всех Святых. Нам посчастливилось взять благословение у игуменьи Горненского монастыря Георгии, в этом году ей исполняется 85 лет. Мы исповедовались у отца Сергия и после полиелея вернулись в Вифлеем.
После нескольких часов отдыха мы выезжаем на ночную литургию у Гроба Господня. Началась литургия около двух часов ночи. Народу было не просто много, а очень-очень много. Слышалась русская, греческая, румынская, польская, украинская речь. Лучше всего передает ощущения от литургии стихотворение, написанное еще в 1853 году С.Пономаревым:
О, ты почувствуешь в ту пору,
Как будто здесь Спаситель сам
Преподает, Незримый взору,
И Плоть и Кровь твои устам;
И пламенеешь ты, и дышишь
Святою радостью небес,
У Гроба Господа ты слышишь,
Что Он в душе твоей воскрес.
И раз причастником ты будешь
Пред светлым гробом, в час ночной,
Ты и до смерти не забудешь
О гробе том, о ночи той…
Следующий день был посвящено городам Лидде и Яффе. Первым мы посетили город Лидду, храм и гробницу Георгия Победоносца. Мощи св. Георгия были перенесены в 5 веке в этот город и положены в храм, носящий его имя. В 10 веке церковь была сожжена мусульманами. В 12 веке крестоносцы построили новую церковь, которая впоследствии была превращена в мечеть. В 1873 году Греческая Патриархия купила у мусульман часть мечети и восстановила могилу Великомученика и церковь. Сейчас это благолепный храм, в подземной крипте которого установлено мраморное надгробие на месте могилы Великомученика. Пропев тропарь и величание, приложившись к могиле св. Георгия и к «святым узам» - железным кандалам с цепью, которыми, по преданию, святой был скован в темнице, мы поехали на берег Средиземного моря в древнюю Иоппию. Евангельская Иоппия (ныне Яффо, южный район Телль-Авива) была, возможно, древнейшим в мире портом Средиземного моря. В Иоппии было совершено чудо воскрешения ученицы Христа праведной Тавифы апостолом Петром. Заходишь на русское подворье и как будто попадаешь в райский уголок: цветущий южный сад с пальмами, эвкалиптами, пылающими бугенвиллиями, важно расхаживающими павлинами.
Молимся в храме в честь апостола Петра и праведной Тавифы и идем к погребальной пещере семьи прав. Тавифы с византийской мозаикой. Мы еще успеваем побывать на берегу Средиземного моря и окунуться в его теплые, ласковые волны и возвращаемся в уже ставшую родной гостиницу. Понедельник. Наша дорога пролегает в благословенную Галилею, на земле которой жил и творил чудеса Спаситель. Даже сейчас она считается самым плодородным местом в Израиле. Первый на нашем пути – Назарет, в этот город с небес был послан Архангел Гавриил благовестить Деве зачатие. Мы – в греческой православной церкви, которая стоит на источнике, из которого Пресвятая Дева носила на своих плечах воду. По преданию, именно на этом источнике предстал перед Марией Архангел, но смутившись, она ушла к себе домой, где он пришел к ней второй раз и возвестил ей волю Божию. Поем тропарь, слушаем Евангелие, набираем воду из древнего источника и едем в Кефр-Канну, в семи километрах от Назарета, евангельскую Кану Галилейскую, где Христос впервые явил свою чудотворную силу, претворим на брачном торжестве воду в вино. Чудо произошло на свадьбе сына Иосифа Обручника Симона Кананита. Пораженный происшедшим, Симон оставив все, последовал за Христом.
Читаем Евангелие на развалинах дома апостола Симона, на территории католической церкви. Неподалеку от места брачного пира находится греческая церковь, в память о чуде справа и слева от алтаря стоят большие каменные сосуды (евангельские водоносы) и лежит камень со следами крови из Абхазии, с места убиения апостола Симона. Молимся и едем на гору Фавор, место Преображения Господня. Извилистый серпантин пролетает быстро и вот мы уже на высоте птичьего полета, любуемся открывшимися видами.
Еще при царице Елене здесь были воздвигнуты два храма, но в 13 веке после укрепления господства мусульман, все церкви и строения на горе Фавор были уничтожены, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора. В 19 веке сюда пришел архимандрит Иринарх, выходец из Молдавии, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Он стал восстанавливать храм, но не дожил до окончания строительства и его верный ученик иеродиакон Нестор довел начатое строительство до конца. Сейчас здесь греческий монастырь с великолепным, богато украшенным храмом.
В Преображенском храме находится очень почитаемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет». Эта простая черно-белая бумажная литография, купленная в середине 1950-х годов Георгием Назиракисом, жившим на острове Крит. Он очень хотел побывать на Святой Земле и не мог. Он вложил икону вместе со свечкой и ладаном в бутылку. В записке он написал, что хотел бы, чтобы икона оказалась на Святой Земле. Три месяца спустя двое православных арабов выловили из моря бутылку с иконой. От иконы стали происходить многочисленные чудеса. Сейчас верующие едут к этой святыне со всего мира. Икона завешена приношениями — тут изображения частей рук, ног, фигурки всего тела. В раму иконы по всему периметру вставлены фотографии исцеленных. Тут же — письма о чудесах, дарованных Божией Матерью.
Посещаем подворье св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера, место известное как Магдальский сад, ведь здесь один из трех источников по преданию – источник Марии Магдалины. Участок был приобретен еще в 1908 году, но храм был построен только в 1962 году. Чудесный Божий уголок прямо на берегу озера. Ощущение, что ты в тропическом лесу, буйная растительность: гигантские пальмы, эвкалипты, фикусы.
Молимся и окунаемся в источниках. Радоновый источник очень теплый, кристально чистый, с многочисленными рыбками, из него совсем не хочется выходить. Идем на берег Галилейского озера, заходим в те воды, по которым ходил и которые укрощал мановением руки Христос, в которых ловили рыбу апостолы.
Едем по берегу дальше, инокиня Емилия показывает те места, где творил чудеса Христос, где Он даровал заповеди блаженств, исцелял больных, умножал хлеб, изгонял бесов. Проезжаем развалины древнего Капернаума: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11:23) и подъезжаем к церкви 12 апостолов, она видна издалека своими красными куполами. Инокиня рассказывает нам, что церковь была восстановлена монахом Иринархом – единственным насельником монастыря 12 апостолов. Когда в начале 90-х он здесь поселился, вокруг царило страшное запустение. Монах обустроил церковь, насадил, как заповедано Библией, плодоносные деревья. Вокруг церкви был дивный сад. Но к нашему ужасу, когда мы подъехали к церкви, перед нами стояли засохшие деревья. Инокиня с печалью говорит, что из-за каких-то бюрократических моментов, летом отключили воду, и сад был уничтожен. Заходим в храм, он очень радостный, пасхальный, удивительные яркие сочные краски росписи. С сожалением покидаем церковь и пускаемся в обратный путь.
Следующий день: сегодня мы посещаем окрестности Вифлеема. Едем в древний город Бейт Джала, где расположена греческая православная церковь святителя Николая, считающегося покровителем города. Эта церковь построена на месте пещеры, где по преданию жил святитель Николай, когда посетил место Рождества Христова в Вифлееме во время своего паломничества в Святую Землю. Жители Бейт Джала почитают святителя Николая как заступника и защитника своего городка. В храме находится частица мощей святителя Николая Чудотворца, доставшаяся церкви чудесным образом. Во время военной компании израильтяне обстреливали город. Почти все жители находились в бомбоубежищах. Глубокой ночью обстрел прекратился, и стало тихо. Люди стали расходиться по домам. В стороне от города стоял костел, и кардинал видел, что в город продолжали лететь израильские ракеты, но их ловил святитель Николай, стоявший над церковью. Он рассказал об этом случае Папе Римскому, и тот подарил храму мощи в драгоценном окладе.
Едем на поле Пастушков – место, пастухи Вифлеема Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан первыми удостоились услышать от ангелов великую и радостную весть о рождении Спасителя. В конце своего земного пути они пожелали быть захороненными в пещере, в которой они услышали благую весть. Над пещерой, в которой в рождественскую ночь укрывались от непогоды пастухи, была построена полукруглая часовня, а позднее храм. С тех времен осталась только крипта с небольшими участками цветного мозаичного пола и полуразрушенные колонны. Между двумя невысокими колоннами крестом отмечено место захоронения праведных пастухов. Поем тропарь Рождеству, рождественские колядки и идем в храм во имя Собора Пресвятой Богородицы, он великолепно расписан и украшен. Ощущение рождественских праздников, чего-то светлого, радостного, чудесного.
Наша дорога пролегает в самые почитаемые монастыри Иудейской пустыни – в монастырь преп. Феодосия Великого и в Лавру Саввы Освященного. В пустыне Иудейской, начиная с IV века подвизался целый сонм духоносных отцов, было основано более 70 лавр и киновий, в них спасались более 15 тысяч монахов, не считая тех, кто жили отдельно в пещерах и келиях. Сколько здесь было пролито слез и вознесено горячих молитв о спасении мира. Сейчас мало кто способен выдержать и климат пустыни, когда температура летом достигает +45-50 °C и аскетизм подвижнической жизни, братия монастырей очень малочисленна.
Первым мы посещаем монастырь, основанный преподобным Феодосием Великим в V веке. Опустевший после персидских нашествий, он был восстановлен в 1858 году как женский. Преподобный Феодосий отличался необыкновенной милостью. Когда в Палестине случился голод, преподобный кормил множество людей, обращавшихся за помощью в обитель и Господь по молитве Своего угодника чудесным образом умножал запасы продовольствия.
Молимся в храме и идем в подземную крипту – пещеру, состоящую из двух частей: в одной из них, дальней, подвизался преподобный Феодосий, а в другой была устроена усыпальница. Здесь похоронены: Евлогия - мать преподобного Феодосия Великого, София - мать преподобного Саввы Освященного, Феодота - мать святых Косьмы и Дамиана, преподобный Иоанн Мосх. Здесь первоначально был погребен и сам преподобный Феодосий. Слева от лестницы при спуске в пещеру почивают мощи мучеников, пострадавших от персов в 614 г. По преданию, в этой пещере ночевали волхвы после поклонения родившемуся Богомладенцу. В этом монастыре была погребена преподобная Ефросиния Полоцкая, позже ее мощи были перенесены в Киев, а затем в Полоцк, в основанную ею обитель.
Пересаживаемся на микроавтобусы и едем в Лавру преподобного Саввы Освященного. Проезжаем мимо бедных арабских поселений, по серпантину вниз в каменистую и суровую местность, с величественными холмами под раскаленным солнцем. Монастырь был основан на западном склоне Кедронского потока преподобным Саввой Освященным в 485 году и до нынешнего времени продолжает быть духовной цитаделью православного монашества. Именно про него писал Бунин: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской». Это один из самых строгих монастырей. Именно отсюда берут свое начало уставы русских и афонских киновиальных монастырей. До сих пор в этот монастырь не ступает нога женщин. Пищу здесь вкушают один раз в день, а субботу и в воскресенье два раза в день. Службы здесь совершаются ночью по 6-12 часов. Из насельников этой обители около тридцати прославлены в лике святых, не считая множества мучеников, пострадавших при мусульманских набегах. Именно в этой обители жил и трудился Иоанн Дамасских, составивший в одной из пещер свое нетленное творение – пасхальный канон. Величайшая святыня обители - мощи преподобного Саввы Освященного. В 1256 году мощи святого были вывезены в Венецию крестоносцами и возвращены в обитель в 1965 году. Игумен монастыря, перевозивший мощи из Италии, рассказывал, что тело преподобного было теплое. Католики облачили нетленные останки в свои одежды и необходимо было их переодеть. И, когда стали переодевать, то преподобный сел, как живой, и его с легкостью переодели.
Подъезжаем к монастырю. Отец Сергий с мужчинами идет в Лавру. Все паломницы остаются снаружи. Монах выносит нам мощи, дарит маслице от преп. Саввы. Мы поем акафист преподобному Савве, молимся. Поднимаемся на смотровую площадку, монастырь выглядит как древняя величественная каменная крепость наполовину высеченная в скале, огражденная высокими стенами, с башнями и узкими окнами. В близлежащих скалах видны отверстия пещер, в которых жили, а может быть, и сейчас живут монахи-отшельники.
Возвращаются мужчины. Нашей группе подарили листочки от финиковой пальмы, обладающей целебными свойствами. В прежние времена в Лавре росло финиковое дерево, плоды которого, врачевали бесплодие супругов. Это дерево засохло незадолго до того, как в Лавру в 1965 году были возвращены мощи преп.Саввы. Совсем недавно на старом корне выросло небольшое деревце, его листочки имеют те же самые свойства: они врачуют бесплодие. Их заваривают и пьют как чай.
Мы еще успеваем попасть в гробницу праведного Лазаря в Вифании. Читаем Евангелие, вспоминаем те события, спускаемся в глубокую пещеру, где лежало тело друга Христова.
Предпоследний день нашего паломничества: Иерусалим.
Мы на территории монастыря Марии Магдалины, когда заходишь в него, как будто попадаешь в дореволюционное время, изысканная, изящная, благородная обитель, с изумительным храмом как из русской сказки. По дивному монастырскому саду идем к месту, куда уронила Пречистая свой пояс, явившись апостолу Фоме после своего Успения, а потом поднимаемся к семиглавой красавице-церкви с характерными московскими маковками и кокошниками.
В церкви беломраморные саркофаги с мощами преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары. Великой Княгине были посвящены стихи:
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
(К.Р.)
Окружающая нас атмосфера обители передает эту чистоту, нежность, красоту, которую излучала Елизавета. В храме хранится образ Божией Матери «Одигитрия», переданная в дар митрополитом Гор Ливанских Илией, после явления ему вмч. Варвары и Екатерины. После молебна у иконы исцеление от рака получил первый духовник обители о. Серафим. Это было первое чудо, явленное по молитве перед этой иконой в Русской Гефсимании. За ним последовали другие: темная, почти черная икона вскоре самообновилась, стала мироточить, и притекающие к ней с верой и молитвой получали исцеления.
Совсем рядом Гефсиманский сад, где молился до кровавого пота Христос перед предательством Иуды. Старинные оливковые деревья, сумрачный католический храм с камнем, на котором Иисус трижды просил Отца, чтобы миновала Его сия чаша и с покорностью принял Волю Отца.
Через дорогу гробница Божией Матери. Громадная пещера, спускаемся по ступенькам вниз к часовне. Внутри нее под престолом каменное ложе, на котором лежало тело Пречистой Девы, благоговейно лобзаем его и подходим к Иерусалимской иконе, про которую старец Паисий Паисий Святогорец говорил своим близким ученикам, что Божия Матерь, которую он видел несколько раз, очень похожа этот образ.
На дороге авария и автобус в старый город нас отвезти не может. Нам придется идти через Иосафатову долину в Иерусалим. Иосафатова долина — упоминается в книге пророка Иоиля: «Я (Иегова) соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд» (Иоил.3:2,12). Считается, что именно здесь прозвучит труба архангела и воскресшие мертвые предстанут пред Судом Божьим. По сказаниям раввинов, погребенного в этой долине не посмеет коснуться не только червь, но и сам Ангел суда. Именно поэтому на склонах долины расположены иудейские и мусульманские кладбища, в которых гробницы разных времен и народов веками наслаивались друг на друга. Медленно идем по дороге мимо гробниц царя Иосафата, пророка Захарии, сына Давидова Авессалома, жара, идти довольно тяжело.
Входим в город и мимо Стены плача, западной разрушенного храмам Соломона, где евреи оплакивают разрушение Храма, проходим по узким торговым улочкам к Храму Гроба Господня. Стоим в очереди в кувуклию и последний раз припадаем к Гробу Господню.
Последний день. Нас ждет Божественная Литургия и Причастие в базилике Рождества Христова, в Вифелееме. Ранним утром поднимаемся под протяжные крики муэдзинов на минаретах. Идем по выложенными камнями улочкам Вифелеема, поднимается рассвет, тишина. В Базилике уже много людей, пещера переполнена. Начинается литургия. Она идет на нескольких языках, и на русском тоже.
Даже нельзя до конца осознать, какая великая милость дана нам, присутствовать на Литургии в Пещере, где родился Спаситель. Возвращаемся счастливые в гостиницу. Прощаемся с приветливым и благожелательным персоналом, покидаем уютные номера и мы уже на пути в аэропорт. Инокиня Емилия прощается с нами, говорит о том, что ей приятно видеть, как просветлели и умиротворились наши лица к концу поездки. Мы поем ей многолетие, приглашаем в Петербург.
Как быстро пролетели девять дней, так же быстро пролетает и наша жизнь. Как сохранить ту благодать, которая дана была нам здесь, как сохранить себя в чистоте перед Богом и людьми.