Марина Гаталова

Главной православной святыней острова Тинос является чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы, называемая «Мегалохари», «Многоблагодатная» или «Великое Радование».

Наша гид Ольга назвала ее Иконой «Всех Греков» и рассказала, что в храм Евангелистрии Тиноса, где находится эта икона, верующие ползут на коленях от самого берега моря. Подтверждение слов Ольги мы увидели утром третьего дня нашего паломничества по дороге в храм. Вдоль тротуара были закреплены специальные покрытия, по которым в сторону храма на коленях передвигались люди. В конце этой непростой дороги, почти у ступеней храма установлен коленопреклоненный памятник «ползущим».

Чудотворная икона Богородицы была обретена в недрах земли в 1823 году. Место нахождения иконы было явлено самой Пречистой Девой, явившейся в видениях сначала садовнику, а затем монахине Пелагии. После обретения иконы произошло первое чудо - стали выздоравливать люди, заболевшие чумой во время эпидемии. На месте обретения этой святыни в 1826 году был возведен храм Евангелистрии в честь Пресвятой Богородицы. С душевным трепетом мы поклонились этому Святому Образу. Вознесли свои молитвы к Спасителю и Его Пречистой Матери на Божественной Литургии и причастились Святых Христовых Тайн. Несмотря на будний день на службе присутствовало много людей, а после Литургии с проповедью к присутствующим обратился епископ острова Тиноса владыка Яков, которого наша гид Ольга назвала златоустом.

После небольшой прогулки по острову Тинос и посещения горного монастыря преподобной Пелагии Тиносской мы сели на паром и прибыли на остров Сирос. Там в Успенском храме (Кимиси тис Теотоку) находится икона Успения Пресвятой Богородицы, написанная художником Эль Греко.

Мы пришли в храм во время вечерней службы и помолились вместе с прихожанами греками. По окончании богослужения настоятель храма отец Константин рассказал нам об истории этой святыни. Мы обратились к Пречистой Божией Матери перед Её святым образом с просьбой о здоровье и благополучии всех наших близких и тех, кто просил молиться за них, пропели тропарь и величание Успению Богородицы и отправились в храм Святого Николая (Агиос Николаос), где поклонились главным святыням этого храма - частице мощей святителя Николая и чудотворной иконе этого святого Угодника Божьего.

Глубокой ночью, а скорее даже ранним утром четвертого дня нашего паломничества мы прибыли на Патмос - святой остров Эгейского моря, остров Апокалипсиса, который стал пристанищем для святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и его ученика Прохора.

Несмотря на короткое время сна, вскоре мы снова с большой радостью отправились в путь – в Святую пещеру Апокалипсиса, туда, где сосланному на остров Патмос любимому ученику Спасителя апостолу Иоанну было явлено Откровение Божие. Мы еще раз возблагодарили Бога за Его Милость к нам грешным, поскольку нам представилась редкая возможность побывать на Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн в этом святом месте.

Храм Иоанна Богослова находится внутри Святой Пещеры, в которой проживал апостол. До сего времени сохранились следы его пребывания. Это вырубленные в скале углубления, на одно из которых опиралась его голова, второе поддерживало его при подъеме. Рядом с углублениями на высоте человеческого роста находится нерукотворенный аналогий, где по преданию ученик Иоанна Прохор записывал все, что диктовал ему наставник. На потолке пещеры находится тройная расщелина в скале – символ Святой Троицы, откуда апостол Иоанн услышал голос Божий. С трепетом и благоговением мы поклонились этим святыням. Священник храма пригласил нашего батюшку в алтарь, а мы, вместе с присоединившимися к нам паломниками из России и Украины, во время Божественной Литургии пели на церковнославянском языке Символ Веры и Отче наш. Переполненные полученной от Бога благодатью, мы после завтрака в отеле начали петь. Хозяин отеля был тронут нашим пением, рассказал, что поет в церковном хоре, продемонстрировал нам свои певческие способности, а потом пригласил своего брата, который оказался греческим священником. Когда мы покидали отель, то нас провожали как родных.

На острове Патмос мы посетили монастырь святого Иоанна Богослова, основанный святым Христодулом Латрино в 1088 году. Монастырь находится высоко в горах и напоминает средневековый город.

Стены ограждения обители в высоту достигают 15 м, а предельная их длина - 70 м. В верхней части стены у входа в монастырь имеется отверстие (катахистра), откуда в древние времена на врагов поливали кипящим маслом, водой или свинцом, чтобы отразить нападение и попытки взлома ворот. Внутри монастыря находится комплекс, построенный в несколько уровней с внутренними дворами, галереями и коридорами. Все вспомогательные помещения и кельи располагаются вокруг главной церкви. Сегодня это одно из передовых монастырских учреждений, которое в то же время сохраняет традиции Византии. Кафедральный храм монастыря является одним из первых строений. Он был построен на развалинах древнехристианской базилики, а еще ранее на этом месте стоял храм Артемиды. Храм поражает красотой своего убранства - деревянным резным иконостасом, серебряными лампадами и богатыми люстрами. Мы посетили музей монастыря, в котором отражена вся богатая событиями история обители. Неизгладимое впечатление производят иконы святого Иоанна Богослова (дата написания около 1500 года) и Спасителя - «Се человек» или « Жених», написанная в этот же период Доменико Феотокопулусом (Эль Греко).