Под благословением Старорусской иконы
Ольга Самарина   09.02.2015
31 января – 1 февраля состоялась паломническая поездка наших прихожан в город Старую Руссу. В поездке группу окормлял протоиерей Сергий (Зорин).


Главной святыней старорусской земли считается Старорусская икона Божией Матери, утраченная и, к сожалению, не обретенная до сих пор. Этот легко узнаваемый образ необыкновенно больших размеров - 260 см в высоту и 190 см в ширину, относящийся к иконографическому типу Одигитрии, стал нашей путеводительницей на протяжении всей поездки. Не будет преувеличением сказать, что мы встречали его в каждом посещаемом нами храме.


По прибытии в Старую Руссу мы отслужили молебен с акафистом перед особо почитаемым чудотворным списком XVIII века с первообраза «Богоматери Старорусской». «Радуйся, Невесто Неневестная!» - звучало под сводами старинного Георгиевского храма одно из самых прекрасных величаний Божией Матери, а высоко над нашими головами, торжественно замер праздничный крестный ход, изображенный на верхней части храмовой стены. Это рушане в 1888г. встречали свою святыню, когда она, с соизволения императора Александра III, вернулась, наконец, в Старую Руссу после 300-летнего пребывания в Тихвине по случаю разразившегося там «морового поветрия». Один из участников крестного хода - с нимбом. Это священномученик Владимир (Богоявленский).


В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии и встречал пресвятую Заступницу у стен древнего Спасо-Преображенского монастыря. Монастырь в 20-е годы был закрыт, а образ бесследно исчез в период фашистской оккупации. Сейчас в монастыре располагается картинная галерея и краеведческий музей, а в храме, когда-то построенном специально для чудотворного образа, устроена спортивная школа.

Хочется верить, что когда-нибудь монастырь снова станет монастырем и для него найдутся монахи, а для храма Старорусской иконы Божией Матери найдутся жертвователи и молящиеся. А тогда, как знать, может быть, вернется и Владычица. Но представляется, что это дело не ближайшего будущего. На эту мысль наводит и топография города. Так, чтобы проехать к Георгиевской церкви нам пришлось колесить на автобусе по улицам, носящим имена Карла Маркса, Клары Цеткин, Ленина и т.п. Отрадно было узнать, что к 1000-летию истории Старой Руссы, которое будет широко отмечаться в этом году, десятку улиц и площадей города уже вернули исторические названия, а некоторым придумали новые. Таким образом, площадь Революции уже скоро станет Соборной, а улица Халтурина Введенской.


Храм святого великомученика Георгия, в котором мы служили молебен, напротив, являет собой пример православного свидетельства в советский богоборческий период. Церковь уцелела от разрушений в годы Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы это был единственный действующий храм в городе. Здесь были собраны иконы, спасённые из окрестных разорённых церквей. Чудесным образом со времен основания церкви (храму более 600 лет) сохранился и главный храмовый образ великомученика Георгия Победоносца в Житии, располагающийся ныне в нижнем ярусе иконостаса слева. Среди других святынь здесь находится прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову и Смоленская икона Божьей Матери, подаренная храму, Иоанном Кронштадтским.


Храм интересен еще и тем, что он был теснейшим образом связан с великим русским писателем Ф.М. Достоевским. Это был приходской храм семьи Достоевских в те восемь летних сезонов и одну зиму, что они провели в Старой Руссе, а протоиерей Иоанн Румянцев, служивший в Георгиевском храме, стал другом писателя и его духовником. Священник Румянцев был в числе тех немногих, кто ещё при жизни писателя осознавал и ценил его талант.

Хорошо известно, что 1871 году, после возвращения из Европы, денежные затруднения серьезно осложнили жизнь семьи Достоевских. Возникла мысль об отъезде куда-нибудь в не столь отдаленную провинцию, где жизнь была значительно дешевле, и где можно было бы переждать трудные времена. Так и была выбрана Старая Русса.


До наших дней сохранился дом писателя, где в 1981г. был открыт мемориальный музей. Посетили музей и мы. Это семейное «гнездо» Достоевских удивительно трогает сердце. Здесь Федору Михайловичу было хорошо, «покойно» и легко писалось. В экспозиции музея представлено несколько его личных вещей, безмолвных свидетелей ушедшего прошлого – перчатки, цилиндр, аптечный пузырек. Фотографические портреты хозяев и их детей: Любы, Феди и маленького Алёши, которого родители крестили в Георгиевском храме, старые книги и милые предметы семейного быта погружают вас в атмосферу тех удивительно плодотворных и благополучных лет в жизни писателя. Здесь в 1872–1880 годы шла его работа над главами романов «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», были написаны многие страницы «Дневника писателя».


Уже во времена Достоевского Старая Русса была известным курортом. Издревле, еще до возникновения Руси, здесь добывали соль, ценившуюся чуть ли не на вес золота, а позже обнаружили и благотворное воздействие на здоровье местных соляных ванн.

Стараниями нашего прекрасного экскурсовода Натальи Семеновой - Прокопчук позже мы осмотрели эту часть города с лечебными учреждениями и питьевой галереей. Прошлись по обширному парку с грязевыми солеными озёрами, постояли у Муравьевского источника, бьющего с глубины 115 метров самым мощным в Европе фонтаном минеральной воды до 12м, подышали соляным воздухом, послушали о его целительных свойствах.

В двух шагах от дома Федора Михайловича находится храм, посвященный еще одному святому воину-великомученику Мине. Это один из наиболее почитаемых и любимых святых в Египте, Греции и на Балканах. Храм датируется пятнадцатым веком, но находится в довольно плачевном состоянии и не действует. Предание гласит, что в годы шведской оккупации, в 17 веке, шведы въехали в храм на лошадях. За такое кощунство им было послано вразумление, - они ослепли. Военноначальник шведов отправил слепцов на родину, чтобы живым примером показать согражданам, какие чудеса происходят в русских православных храмах. Наш гид Наталья добавила, что однажды ей довелось рассказывать об этих событиях в группе, где оказался один турист из Швеции. Очень разволновавшись, он сообщил, что сам слышал эту историю у себя на родине. Удивительно, но память о чуде до сих пор жива у его соотечественников.

В первый день нашего паломничества у нас состоялась удивительная встреча – с игуменьей Надеждой, единственной насельницей Николо-Косинского монастыря, расположенного недалеко от Старой Руссы. Основан монастырь был в XII веке преподобными Константином и Космою. Св. Константин был учеником прп. Варлаама Хутынского. Изначально монастырь был мужским, но в 19 веке был преобразован в женский. В момент ликвидации в 1938 году имел 50 насельниц. За годы войны и богоборческой власти обитель была разрушена практически до основания. В настоящее время усилиями матушки Надежды монастырь восстанавливается. 12 лет она несет свой нелегкий крест в полном одиночестве, привечая паломников и ожидая будущих сестер, кельи для которых уже готовы и ждут их. Но сестер все нет…

В храме свт. Николая Николо-Косинского монастыря мы поклонились местночтимой иконе — списку с иконы Остробрамской Божьей Матери.

Завершив посещение монастыря, мы вернулись с город, чтобы помолиться за Всенощным бдением в Георгиевском храме и приготовить себя к литургии на следующий день.


Второй день начался для нас с краткого визита в Воскресенский собор Старой Руссы, живописно расположенный на берегу реки Полисть. Собор более трёхсот лет служит центром духовной жизни Старой Руссы. Он был возведен в 1692-1696 годах, на месте бывшего шведского острога и претерпел масштабную перестройку в XIX веке, в результате которой изменился до неузнаваемости. Новый проект собора разработан выдающимся русским архитектором Василием Стасовым, классиком нарышкинского барокко. Храм был закрыт в 30-х годах ХХ века и вновь возвращен церкви в 1992 году. Красный цвет, в который стены собора были окрашены в ходе реставрации 2009 - 2010г.г. отражает символику его главного престольного праздника – Воскресения Господня.


На Божественной Литургии мы были в Спасо-Преображенском Антоние-Леохновском мужском монастыре, расположенном километрах в 30 от Старой Руссы. Этот монастырь основан прп. Антонием в селе Леохново в конце XV века. В XVII веке монастырь был сожжен шведами, насельники убиты, но в скором времени опять восстановлен, а около 1630 года в него были перенесены нетленные мощи преподобного. В 1764 году монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. В 1938 г. Преображенский храм был закрыт и переоборудован под клуб, многие клирики и прихожане храма, пострадали от гонений. Однако, в 1945 г. благодаря ходатайству жителей с. Леохнова, церковь вновь была открыта, с тех пор в нем совершаются регулярные богослужения. Мощи святого Антония, прославленного дарами прозорливости и чудотворений, почивают в храме Преображения Господня под спудом. Они никогда не покидали обители. Чудеса и исцеления по молитвам преподобного продолжают совершаться и поныне.

После молебна у мощей преподобного и литургии мы осмотрели монастырь, святой колодец, пропели «Вечную память» на могиле достопамятного, настоятеля церкви Преображения Господня, священника Александра Муринсона и отправились в обратный путь.


По дороге мы набрали воды в святом источнике Иконы Божией Матери Живоносный Источник между селами Коростынь и Буреги, обратили внимание на путевой дворец императора Александра I (архитектор В.П. Стасов), часто посещавшего военные поселения в Новгородской губернии, полюбовались озером Ильмень и напоследок заехали еще в одно удивительное место – село Коростынь. Село знаменито тем, что здесь произошло одно из самых знаменательных событий истории Новгродских земель: после проигранной Шелонской битвы 1471 года новгородцы вынуждены были заключить с московским князем Иваном III договор, который навсегда положил конец независимой Новгородской вечевой республике.

В память о 20 тыс. новгородцах, погибших в битве с московскими войсками Ивана III, в 1726 году по заказу императрицы Екатерины I, которой принадлежало это село, была заложена Успенская церковь (итальянский архитектор Гоэтано Киавери). Архитектура Успенской церкви, в стиле петровского барокко не имеет аналогов в новгородском зодчестве XVIII века и сравнима только с петербургскими образцами. К сожалению, этот уникальный памятник старины ныне находится в состоянии, близком плачевному. Как сообщил настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы о. Николай Епишев, средств на восстановление храма приход не имеет, да и прихожан у него практически нет. В не отапливаемом храме было нестерпимо холодно, и грустно было смотреть на осыпающиеся и медленно погибающие росписи В. Васнецова, разрушающиеся стены. Но будем уповать на милость Божию и просить, чтобы Господь послал храму благочестивых жертвователей и боголюбивых прихожан.
На этом наше небольшое двухдневное паломничество завершилось и мы «цело и безмятежно» вернулись домой.

Слава Богу за все!

  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 1065
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]