Виктория Сенчугова
Утро 16 июля не баловало нас погодой, но паломники Спасо-Парголовского храма под духовным руководством отца Кирилла Борисова собрались для поездки на остров Коневец к преподобному Арсению Коневскому. Когда паломники уже расположились в автобусе и все организационные вопросы были улажены, как гром среди ясного неба прозвучал телефонный звонок от руководителя паломнической службы Любовь Ивановны, что Ладожское озеро штормит, и остров групп не принимает. Посовещавшись с батюшкой и паломниками, было принято решение поездку не отменять, а посетить Приозерск и деревянные храмы Карельского перешейка и мы отправились в путь.
Первым пунктом нашего путешествия стал кафедральный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Приозерске.
Город Приозерск, старинный русский городок с непростой судьбой, первое упоминание о котором относится к 1143 году, много раз менял свое название (Корела, Кякисалми, Кексгольм, Свиягород, Приозерск) и переходил от русских к шведам и обратно. История города насыщена битвами, захватами его шведами и русскими, разрушениями, пожарами, строительством новых крепостей-детинцев. В царствование Иоанна III население города превышало 3000 человек, в городе и его окрестностях стояло 5 монастырей - Никольский, Георгиевский, Иоанно-Предтеченский, Воскресенский, Троицкий. По Столбовскому договору от 1617 года г. Корела на 100 лет становится шведской территорией и получает название Кексгольм. Только в царствование Петра I в ходе Северной войны 8 сентября 1710 года (дата празднования Православной Церковью Рождества Божией Матери) город был возвращён России. В честь этого события каменная кирха на Спасском острове была переоборудована под соборную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1758 году храм стал кафедральным собором Кексгольмской и Ладожской епархии, которую с 1761 по 1763 год, возглавлял будущий святитель Тихон Задонский (Соколов). Впоследствии этот храм был разобран, а его имущество было перенесено в новый собор Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в 1836-1847 годах на новом месте в центре города. После окончания войны с 1949 года в здании церкви размещались музей, дом пионеров и школьников, типография, и наконец, - комбинат бытового обслуживания.
Храм был возвращен верующим в 1991 году. Мы побывали на литургии в храме, приложились к иконе преподобного Арсения Коневского с частицей мощей, мощевику с частицей мощей святителя Тихона Задонского. После окончания богослужения протоиерей Виктор побеседовал с нами, рассказал о почитаемых иконах храма, его истории.
Потом мы посетили Приозерское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
На территории подворья расположены два храма: Всех Святых и Рождества Христова. Храм Всех Святых (в народе его еще называют Андреевским) был построен по завещанию Авдотьи Васильевны Андреевой, принадлежащей к старинному купеческому роду. Проект церкви был разработан главным правительственным архитектором в Гельсингфорсе (Хельсинки) Аренбергом. В архитектурном облике церкви, сочетаются элементы не менее пяти различных стилей: древнерусского, романского, готического, классицистического, барочного. После Великой Отечественной войны в храме был устроен склад горюче-смазочных материалов.
В феврале 1989 года старинный Всехсвятский храм был отдан верующим. Приозерск был избран местом для первого летнего трудового лагеря российской и финляндской православной молодёжи. В 1989 году в Приозерск прибыла группа студентов ленинградских духовных школ и финские добровольцы, 15 человек, - среди них, финский митрополит Лев (Лео), а также священники, диаконы, врачи. Один из участников этой акции, Паули Макконен, так о ней рассказывал своим соотечественникам в сентябрьском выпуске церковного журнала «Аамункойтто» («Утренняя заря»): «Работа шла быстро. Мы вставляли и мыли стёкла, прибивали доски, клали стены, ремонтировали ступеньки, латали крышу… Проезжавшие мимо на машине с подъёмным краном советские солдаты помогли нам установить ворота. Юноши из Ленинградской Духовной семинарии расчищали кладбище и территорию вокруг него. Они удивлялись скорости финских "рабочих парней". Мы работали на все сто процентов». Наш батюшка Кирилл был в числе тех семинаристов, кто восстанавливал этот храм.
Следующим местом нашего путешествия стала Церковь Коневской иконы Божией Матери в Саперном. Начинали строить ее как подворье Коневского монастыря, а сейчас храм относится к Реабилитационному центру "Воскресение" для наркозависимых. Пациенты в количестве 10-12 человек проходят духовную, трудовую реабилитацию сроком от шести до девяти месяцев.
Отец Кирилл отслужил молебен перед Коневской иконой Божией Матери. Мироточение именно этой иконы в 1996 году было воспринято настоятелем храма отцом Сергием Бельковым как благословение Божий Матери на реабилитацию наркозависимых. Мы побывали и в уютном нижнем храме преподобного Сергия Радонежского, в котором находится баптистерий для крещения полным погружением.
Территория храма прекрасно обустроена: цветы, фонтаны, пруд с золотыми рыбками.
Мы вкусно и сытно отобедали в просторной трапезной и отправились в храм Андрея Первозванного на Вуоксе.
О красоте этого храма рассказывают многие. На фотографиях в Интернете он запечатлён в разное время.
Мы довольно долго плутали по разным дорогам, но когда, наконец, подъехали к храму, были вознаграждены за настойчивые поиски.
Среди бескрайней глади вод Вуоксы на крошечном островке мы увидели изящный храм, к которому перекинут ажурный мостик.
К слову, храм уже успел попасть в книгу рекордов Гиннесса. Его признали единственной в мире церковью, построенной на маленьком острове, фундаментом которого служит монолитная скала, выступающая из воды. Построен он был по образцу церкви Вознесения в Коломенском в 2000 г. – профессором университета им. Герцена и поддержавшим его идею дачником Андреем Лямкиным, живущим неподалеку от Вуоксы.
Налюбовавшись храмом и живописными видами Вуоксы, мы отправились в Сосново в храм всех Русских Святых.
Выглянуло солнышко и деревянный ансамбль Сосновского погоста предстал пред нами во всей своей красе. 12-ти купольная церковь, прообразом которой явилась древняя церковь Святой Троицы Ионо-Климецкого монастыря в Заонежье, как будто сошла с полотен, посвященных Святой Руси.
Мы побывали на всенощном бдении в храме. Удивительно гармонично сочетаются внутреннее убранство храма и византийские песнопения, исполняемые за богослужением. Настоятель храма протоиерей Александр Прокофьев помазал всех святым елеем и мы тронулись в обратный путь к нашему храму.