Виктория Сенчугова
14-15 мая 2016 года паломники Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Сергия Зорина совершили поездку к святыням Боровичей и Валдая.
Солнечным утром с пением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» мы выехали в дальнюю дорогу. Погода благоприятствовала нашему путешествию: яркое солнышко, сочная весенняя зелень бескрайних лесов, белоснежные яблони. Дорога до Боровичей проходила через старинные русские земли, где проходила еще великая княгиня Ольга, как сказано в Лаврентьевской летописи 947 года: “Иде Ольга Новгороду и устави на Мсте повосты (погосты) и дани...”
С XVIII в. село Боровичи находилось на главной торговой магистрали того времени - Вышневолоцкой водной системе и его жители издавна славились как искусные лоцманы, проводившие небольшие суда через опасные Боровицкие пороги. По указу Екатерины II в 1770 году Боровичи получили статус города и важным событием в жизни города было посещение Императрицей Боровичей в 1787 г., когда праздновалось 25-летие ее царствования. Сейчас Боровичи второй по величине город Новгородской области с населением около 56 тысяч человек. Духовным центром Боровичей всегда был Свято-Духов монастырь, основанный еще в XIV веке.
В монастыре хранится частица мощей покровителя города св. прав. Иакова, Боровичского чудотворца, одного из самых таинственных и загадочных святых. История обретения его мощей нас поразила. В 1452 г. 11 апреля, во вторник по Пасхе, к Свято-Духову монастырю приплыла большая льдина, двигавшаяся против течения реки; густой пар, как бы дым от пламени, поднимался от нее, на льдине стоял гроб без крышки, а в нем лежало тело юноши. Испуганные крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды, а ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Я такой же христианин, как и вы. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Тело юноши было захоронено около реки и при его гробе стали совершаться многочисленные чудеса. Через 93 года мощи были открыты и с торжеством перенесены в Свято-Духов монастырь, а на самом же месте захоронения мощей св. Иакова открылся целебный источник и была построена церковь во имя иконы Божией Матери «Умиление». Отец Сергий отслужил молебен у раки с мощами святого отрока и мы приложились к мощам. Когда стоишь у раки с мощами юного отрока, невольно задумываешься о том, какой кристально чистой была его душа, что Господь так его благословил и прославил.
После обеда Галина Александровна провела экскурсию по монастырю, рассказала его историю, провела нас к чудесной церкви во имя иконы Божией Матери «Умиление», где мы набрали воду из святого источника.
Потом мы познакомились с городом, его достопримечательностями, прошлись по аллеям города, его Соборной площади, где до революции высились два собора и колокольня. К глубокому сожалению, один был храм уничтожен, колокольня разрушена, а в Троицком соборе открыли городской Дом культуры. Сейчас Церкви вернули один из приделов собора и мы смогли там помолиться.
Соборная площадь Боровичей (XIX в.)
Соборная площадь в настоящее время
В Боровичах и в имении под Боровичами прошли детские и юношеские годы игуменьи Таисии Леушинской (Солоповой) — ближайшей духовной дочери св. прав. Иоанна Кронштадтского, настоятельницы Иоанно-Предтеческого Леушинского монастыря, трудами которой было устроено более семи женских монастырей. Мы не успели посетить ее дом-музей, но побывали в кафедральном Успенском соборе Боровичей и отправились в Валдайский монастырь, куда приехали к всенощному бдению. Валдайский монастырь очаровал нас своей красотой, ухоженностью, величественными храмами и живописными пейзажами. Наша группа помолилась с немногочисленными паломниками в Успенском соборе Иверского монастыря, мы поклонились Иверской иконе Божией Матери, а утром причастились за Божественной Литургией.Иверский монастырь, один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным, воплощал на русской земле вселенские образы Святого Афона, древней Палестины. Патриарх задумал монастырь на Валдае как образ святой Горы Афонской на Русской Земле. Сам план и расположение Иверского монастыря повторяли особенности своего первообраза на Афоне. Главной святыней монастыря был список Иверской иконы Божией Матери, принесенный с Афона. К сожалению, этот список после 1917 года был утрачен. Сейчас на его месте в Успенском соборе, на правом столпе от солеи, находится новый список Иверской иконы, уже прославившийся чудотворениями.
Собор был весь расписан и сейчас утраченные росписи собора уже восстановлены. На западной стене – необычная композиция: встреча Иверской иконы патриархом Никоном в 1655 году, и симметрично: встреча Иверской иконы уже патриархом Алексием в 1991 году.
Во многом возрождению обители помогло соседство с правительственной резиденцией. Об этом задумываешься в селе Короцко, на родине святителя Тихона Задонского, куда мы приехали, покинув гостеприимный Валдайский монастырь. До революции в селе стоял прекрасный Покровский собор, о нем игуменья Таисия Леушинская писала в своих стихах:
Тот храм красуется поныне,
Он – светоч Короцка села.
О, как бесценна та святыня!
Как сердцу русскому близка!
Там дух святителя витает,
Дух мира, кротости, любви;
Там все о нем напоминает
Средь мирной сельской тишины.
Сейчас от храма остались полуразрушенные стены, поросшие кустарником. Дай Бог, чтобы нашлись люди и храм возродился в прежнем своем величии. Слава Богу, уже восстановлена часовня на могиле родителей святителя Тихона, Савелия и Домники. Отец Сергий отслужил литию, мы помянули родителей святителя и отправились к источнику Параскевы Пятницы, где набрали воды, а желающие окунулись в святые воды источника.
На обратном пути мы подкрепились вкусной и обильной трапезой в Юрьевом монастыре, успели приложиться к недавно обретенным мощам святителя Феоктиста, новгородского архиепископа и полюбоваться белоснежными храмами монастыря.
Лучше всего передают наши чувства об этой поездке строки из стихотворения игуменьи Таисии: «Тогда стихает вся тревога, И, словно в сладкой дремоте, Мысль созерцает в небе Бога, И внемлет горней красоте», которыми хочется закончить рассказ о святынях Боровичей и Валдая.