Протоиерей Анатолий Трохин



26 июня 1884 года вышел Указ императора Александра III об учреждении церковно-приходских школ. А на записке о церковно-приходских школах К. Победоносцева царь собственноручно написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Сегодня наш рассказ о становлении и работе воскресной школы при храме Спаса Нерукотворного образа в Парголове, по праву считающейся одной из лучших в городе. Слово - директору воскресной школы протоиерею Анатолию Трохину.

- Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению» церковная школа в Рос­сии как таковая была уничтожена. Но 90-х годах началось возрождение воскресных церковных школ, где миряне могли получить православное образование. А в 1994 году Архиерейский собор РПЦ предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образова­ние на приходском уровне». Так в 1990 году по благословению о.Василия Лесняка, бывшего в то время настоятелем Спасо-Парголовского храма, была открыта и наша воскресная школа имени св. прав.Иоанна Кронштадского.

- Отец Анатолий, расскажите о вашей воскресной школе, поделитесь опытом, интересными наработками с другими школами.

- Да мы не изобрели ничего нового, чего не было бы сделано до нас. Мы лишь возрождаем и сохраняем то, что было утрачено. Действуем по слову ап. Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Кроме изучения Закона Божиего, паломнических поездок и походов у нас работают бесплатные кружки - хорового пения, сольфеджио, рисования, ­росписи по дереву «Орнаменты России», лепки, плетения из шпона туесов, корзинок, для девочек - хореография, фотепиано… А поскольку ребятишек много - около трёх­сот человек, то у нас набрано несколько групп: малышковая группа «Лучики», постарше - «Солнышки», «Тропинка», «Кораблик», подростковая «Купина» - это уже своего рода клуб по интересам, гед ребята обсуждают рассказы и фильмы, ставят спектакли. Клуб «Юный краевед» ведёт библиотекарь Светлана Юрьевна Завьялова. Её муж имеет небольшой автобус, и вот они садятся с ребятишками и ездят по России, по деревням, знакомятся с родным краем, изучают историю Санкт-Петербурга, встречаются с интересными людьми, а потом описывают свои впечатления в рассказиках и стихах. В клубе «Февроньюшка» девочки от 9 до 16 лет готовят, пекут, солят… Словом, здесь готовят будущих хозяек. А для мальчишек у нас есть военно-патриотический клуб «Ратоборец», который возник благодаря тренеру Олегу Александровичу Пашкову - мастеру спорта по вольной борьбе. А бывший боевой офицер диакон Фёдор Васильев ведёт военное дело и историю Отечества. Мальчишки учат­ ся собирать-разбирать автоматы и пистолеты, стрелять, ориентироваться на местности и проходить полосу препятствий, с увлечением читают об оружии -современном и прошлых веков, о героических битвах и полководцах. А завершается учебный год «битвой» в Шуваловском парке, это игра вроде «Зарницы». Кульминация «битвы» - когда выходят на середину поля два поединщика и борются, кто сильнейший. Для родителей тоже работа есть - болеть за своих сыновей и жарить сосиски к пикнику. Мы воспитываем будущих воинов, которые будут защищать Родину, у нас есть свой устав, клятва. И мы уверены: наши мальчики не станут бегать от службы в армии.

Мы с о. Александром Зелененко - духовником воскресной школы - давно поняли, что если не станем поднимать школу, то потеряем молодое поколение. У нас уже есть проблемы с молодёжным клубом. Молодёжь, к со­ жалению, недружная, перестали ходить на занятия. Знае­ те, чтобы работа закипела, нужен инициативный человек, лидер, способный увлечь других, повести за собой. Найти такого непросто ... И ещё я уверен, что просто воскресной школы при храме мало. Воскресная школа - это лишь до­полнение к домашнему образованию, ибо родители дома должны рассказать ребёнку о Боге, о вере, обучить молитвам, читать с ними детскую Библию, духовные книжки, рассказы­вать о смысле постов, церковных праздников и традиций. Нам давно пора открывать православные общеобразовательные школы.

- Раньше церковно-приходские школы были очень важны, ибо зачастую это была единственная возмож­ность для крестьянских детей получить кроме Закона Божиего хотя бы начальные знания - их учили писать, читать, читать. Зачем эти школы нужны сейчас? Ведь есть детсады, светские общеобразовательные школы.

- Вот именно - светские. А вы спросите родителей, которые водят своих детей в обычные школы, что там творится. О какой нравственности, о какой духовной защите детей можно говорить, если там во время уроков ругаются матом! Учителей и в грош не ставят... В школе духовно-нравственное воспитание в очень плачевном состоянии. Несколько поколений уже упущено. А родители хотят, чтобы их дети были не только хорошо образованы, но и воспитаны нравственно и духовно. Поэтому нужны православные общеобразовательные школы, где бы давали обычное образование, но с позиций религи­ озного мировоззрения. Россия всегда строилась на православной основе: русское зодчество, музыка, изобразитель­ное искусство, литература - всё было православное. А ещё нам нужны православные детские сады, нужны православные культурные и спортивно-патриотические центры. И мы это обязательно при нашем храме сделаем. У нас, кстати, уже работают два класса по подготовке детей к общеобразователь­ной школе. Здесь кроме основ православной веры преподают письмо, счёт, пение, рисование, рукоделие, начальный английский язык, физкультуру, проводятся занятия с лого­педом. В дальнейшем, если нам передадут двухэтажное красное здание, которое принадлежало до революции нашему храму (сейчас там располагается Школа олимпийского резерва по прыжкам с трамплина), мы устроим в нём среднюю общеобразовательную школу, где будут предаваться математика, физика, география ... вкупе с православным воспитанием. Кстати, опираясь на жития наших русских святых и на праздники икон Божией Матери, можно изучать отечественную историю. Желающих учиться в такой школе очень много.

- Если так много желающих учиться в такой школе, по­ чему же в обыкновенных школах со скрипом разрешают священникам вести уроки «Основы православной культуры»?­

- А очень просто все объясняется. К нам ведь приходят верующие люди, наши же прихожане, которые хотят, чтобы их дети учились в православной школе. А в общеобразовательных школах есть, конечно, люди крещные, но мало истинно православных. Это в основном люди невоцерковлённые, которые не ходят в храм, не молятся. Да они вряд ли смогут внятно объяснить, чем отличается Православие от католицизма или протестантизма. А те из них, кто ходит в храм, занимаются в воскресных школах своих приходов. Слава Богу, многие, кто приводит в воскресную школу сыновей и дочерей , воцерков­ляются через своих детей.

Наша задача: не потерять ни одного ребенка - вести их от младшего возраста до взрослости. Поэтому так важно, чтобы дети были включены в приходскую жизнь: помогали что-то делать по храму, убирали территорию, подростков можно привлекать к алтарничеству. Тогда церковь станет им родным домом. Важно, чтобы ребята могли применять знания, полученные в воскросной школе. Например, тех, кто умеет петь и играть на музыкальных инструментах, надо привлекать к участию в православных праздниках, концортах. Например, участники подросткового клуба «Купина» под руководством Светланы Владимировны Горленковой ездили в дом престарелых. К выезду ребята готовились трепетно: собирали подарки, подписывали открытки, чтобы каждый одинокий человек получил личное обращение и доброе слово. В молодёжном хоре имени св. прав. Иоанна Кронштадского юные прихожане знакомятся с православной хоровой и народной музыкой, поют преимущественно духовные песнопения, участвуют в школьных праздниках, ставят музыкально-драматические спектакли, выступают с концертами и спектаклями в школах, детских домах и садах. А те, кто изучает церковнославянский язык, могут читать и петь на клиросе.

- Часто слышу, даже от священников, что пора переводить богослужение на современный русский язык: мол, если человек ничего не понимает, особенно дети, то превращается в болванчика, тупо отстаивающего службу. Из-за этого многие уходят из Церкви.

- Нет, не поэтому. Уходят, потому что им ещё по-настоящему Бог не нужен. Если тебе нужен Господь и ты тянешься к Нему, то этот барьер не такой сложный. Церковнославянский язык ­- богослужебный язык, который специально для этого был соз­дан. Как его заменить? Как иначе можно сказать: «Отче наш, иже еси на Небесех»? Сказать просто: «Отец наш, сидящий на Небесах»? Какая проза! Уходит состояние духовной тайны, благодатного воздуха, которым дышит верующий. Кстати, на церковнославянском языке нет ни одного ругательного слова, и быть не может! Это очень важно, это воспитывает, дисципли­нирует. Даже когда смотришь на текст - церковнославянские буквы уже воздействуют на душу очищающе, возвышающе. Почему Церковь наша сохранилась? Потому что мы ничего мир­ ского в неё не вносили. В Православной Церкви только то, что было дано от Бога и сохранено Св. Отцами. А если мы начнём угождать этому мiру, то скоро станем как католики или про­тестанты, и всё сойдёт на нет. Кто-то ратует, чтобы скамейки внесли в храмы и службу бы слушали сидя, как в театре. А моя маленькая дочка как-то сказала: «Я знаю, почему тётеньки сидят, - им лень стоять». Вот так - не в бровь, а в глаз. Царствие Божие нудится, кто понуждает себя - тот входит в него. Вот у нас бабушки многие еле ходят, а не садятся - обопрутся на свою палочку и стоят час, другой, третий. Господь даёт силы и благодать тем, кто трудится.

Записала Ирина Рубцова