Реставратор Виталий Копяков за работой по созданию копии

В августе 2016 года была завершена уникальная работа по изготовлению копии с резной иконы начала XVI века «Успение Богоматери» в мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Отдела реставрации музейных ценностей Русского музея, которая длилась почти полтора года.

В конце 2013 года, в результате длительных переговоров между Русским музеем и Русской Православной церковью в лице Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, было принято решение о создании резной копии с выдающегося памятника древнерусского прикладного искусства для ее последующей безвозмездной передачи в действующий Спасо-Парголовский храм Санкт-Петербургской епархии. Хотя оригинал выполнен из кости, копию решено было изготовить из дерева (белый клен). Эта сложнейшая работа была поручена художнику-реставратору мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея Виталию Витальевичу Копякову.

Несколько слов об оригинальной иконе


Древняя икона Успения Божией Матери Парголовская

Резная икона «Успение Богоматери» начала XVI века, выполненная из кости, поступила в Русский музей на постоянное хранение из Спасо-Парголовского храма 22 декабря 1965 года в соответствии с Приказом Министра Культуры РСФСР «О мерах улучшения учета и охраны памятников древнерусского искусства».

Происхождение иконы неизвестно, также, как и история ее бытования до поступления в храм. Первая информация об иконе «Успение Богоматери», как одной из святынь Спасо-Парголовского храма, появилась в VIII выпуске «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1884. С. 159-167).

После поступления в Русский музей икона с 1968 по 1983 годы находилась на постоянной экспозиции древнерусского прикладного искусства Русского музея. В настоящее время памятник также экспонируется в залах древнерусского искусства.

Изображение резано по цельной костяной пластине; материалом иконы послужил бивень мамонта. Подобные резные иконы, созданные на единой костяной пластине столь значительного размера практически не известны в медиевистике. Поэтому икона «Успение Богоматери» и с этой точки зрения является поистине уникальным произведением искусства.

На иконе представлен сложный иконографический вариант «облачного» Успения. Стремление максимально подробно описать событие отразилось в совмещении разновременных эпизодов повествования в едином иконном пространстве. В центре - изображена Богоматерь на высоком ложе, над которым возвышается фигура Христа в окружении славы овальной формы с резными изображениями херувима и четырех ангелов, два из которых со свечами. Перед ложем Богоматери – сцена отсечения рук Авфонии, по сторонам – апостолы (у изголовья – Петр с кадилом, у ног – Павел с покровенными руками) и архангелы: Гавриил и Михаил. Правый архангел показан с высоко занесенным над головой мечом. За апостолами изображены святители в крестчатых ризах (Иаков Иерусалимский, Иерофей Афинский, Дионисий Ареопагит и Тимофей Эфесский) и плачущие жены иерусалимские. В верхней части иконы представлена Богоматерь, восседающая на престоле, в окружении славы, которую возносят два коленопреклоненных ангела. По сторонам изображены двенадцать апостолов на облаках зооморфной формы, несомые ангелами. Выше – сегмент неба с отверстыми райскими вратами. В нижней части славы Христа, о чем свидетельствуют надписи, исполненные, судя по палеографии, не ранее начала XVII века, помещены мощи святого Андрея Первозванного и Василия Великого.

Икона исполнена в технике выемчатой резьбы (выбирался фон пластины, изображения прорабатывались по поверхности и полировались). Резьбу иконы отличает многообразие художественных приемов. Первое, что обращает на себя внимание – разномасштабность фигур. Размером выделены фигуры главных персонажей: Богоматери, Христа, апостолов Петра и Павла, Архангелов, определяющих передний план, приближенный к зрителю; четырех святителей в кресчатых фелонях, ангелов со свечами. Объемно, почти скульптурно решены лики святых, четко и графично резаны крылья ангелов, волосы и крестчатые ризы святителей. Вместе с тем, густые обильные складки одеяний исполнены «вольным» росчерком, рисунок резных изображений подвижен и «живописен», его отличает разнообразие ракурсов, жестов. Сама поверхность памятника становится вибрирующей, а композиция – исполненной глубокого внутреннего напряжения. В удлиненных пропорциях резных фигур исследователи усматривали влияние стиля Дионисия.

Процесс копирования




Фрагмент резьбы в процессе и после завершения копирования

Работы по копированию начались в январе 2014 года. Вначале требовалось подобрать древесину, обладающую определенными свойствами, близкими к свойствам материала оригинала, то есть кости. Дерево должно было быть светлого тона, обладать строением и плотностью, подходящими для выполнения миниатюрной резьбы. Среди различных пород древесины был выбран явор (белый клен), свойства которого наиболее подходили для решения поставленной задачи.

Прежде всего из явора была изготовлена иконная доска с двумя врезными сквозными встречными шпонками. После этого на подготовленную лицевую поверхность был переведен рисунок с оригинала. По рисунку проведена черновая выборка фона ковчега на глубину 5 мм ниже уровня полей.

После этого началась основная работа по резьбе сложной композиции «Успение», включающей в себя шестьдесят три фигуры, архитектурные мотивы и надписи. При резьбе использовались стамески разных размеров и форм. Вначале более широкими стамесками срезалось «все лишнее», выявляя основной объем фигуры. Затем более мелкими стамесками выполнялись детали: складки, пальцы, черты ликов. Мелкие цировки позволили выявить тонкую пластику, свойственную оригинальной иконе. Для сглаживания переходов поверхности аккуратно выполнялась шлифовка. Поверхность иконы было решено не тонировать, а лишь покрыть слоем бесцветного лака, чтобы остались видимыми структура и цвет дерева.

В настоящее время работа полностью завершена и в самое ближайшее время новая резная икона будет торжественно передана Спасо-Парголовскому храму.


Общий вид копии после завершения копирования