Размышление восьмое (Воскресенье)
Как бы пред страшным престолом Твоим предстоя, Господи, вижу я, осужденный, и обличение дел моих и Твой приговор праведный, отвергающий меня, грешного, от Святого Лица Твоего и осуждающий на муки нестерпимые. И как тогда я буду взывать к Тебе, так и теперь с трепетом и слезами вопию: праведен Ты, о Судия Праведнейший! И праведен Суд Твой, и не потерпел я никакой неправды от сего Суда! Добрые святейшие Ангелы! Проливайте обо мне слезы 1, ибо я сам себя не помиловал, я сам презрел милость Божию и теперь воистину праведно приемлю муки... Я сам оскорбил человеколюбивое милосердие Божие и по делам несу наказание…
Когда Господь предлагал мне милость, я, безрассудный, не хотел слушать Его, и вот совершенно справедливо Он отвращается от меня. Тогда со гневом скажут мне Ангелы: теперь уже не время покаянию, о несчастный! Теперь время воздаяния: утешение ныне уже не имеет силы, бесполезны и слезы покаянные, только слезы от мучения ныне льются потоком; не слышно здесь умиленных воздыханий обращения, а слышны одни рыдания бесконечные... Иди же, получай горькое и тяжкое воздаяние за дела свои, горя в пламени, как вещество нечистое, служи пищею геенны неугасимой и червия неусыпающего! Наслаждайся, как сын тьмы, тьмою вечною, которую ты сам возлюбил, веселись, глядя на мрачные образы демонов, за то, что ты сам отвратился от Света Присносущного! Вот там-то будет плач нескончаемый, будет болезненный скрежет зубов! Горе мне, горе мне, душа моя ты воззришь на Судию неподкупного, когда Архангелы будут предстоять Ему в благоговейном страхе слуг Божиих, когда люди будут стоять в трепете пред Страшным Судищем Создателя всех, и будет тогда Суд без милости — не сотворшим здесь милости!
Что тогда скажу я в свое оправдание, душа моя, когда буду рыдать и ни в ком не найду себе защитника! Видишь свои грехи, видишь долги неоплатные, — подумай же о грядущем Суде! Пока еще есть время, воздыхай, плачь, чтобы получить прощение своих согрешений, дабы не застал тебя последний час неготового, в нераскаянности, в служении страстям! Что мне сказать тогда, душа моя, когда я буду рыдать, в отчаянии поверженный на земле, когда приидут за тобою Ангелы, и овладеет тобою страх и трепет несказанный, и будешь ты горько воздыхать, помышляя о том, что ты делала, а оправдаться в делах своих будешь не в состоянии! И увидишь ты бесчисленное множество Ангелов, и приступит к тебе несчетное множество демонов; с одной стороны человеколюбивые Ангелы Божий, с другой — человеконенавистные демоны, и будешь ты часто обращать взоры туда и сюда, и не будет никого, кто мог бы тогда защитить тебя и избавить от демонов...
Покайся же, не медли, спеши, пока не настал для тебя оный грозный час, — сбрось с себе бремя греховное! Приди в сокрушение сердечное, душа моя, брось служение страстям и постарайся проводить жизнь в покаянии, дабы не похитила тебя внезапно, как лев рыкающий, смерть безжалостная!... Единый безгрешный, Единый многомилостивый, источник благости и милосердия! Ты всем человекам желаешь спасения; Ты не хочешь смерти согрешающих пред Тобою; Ты всех зовешь к покаянию — к Тебе припадаю, Владыко, я, раб осуждения достойный, к Тебе простираю руки, во всем виновный, к Тебе возвожу очи и сердце мое и умоляю благость Твою, о Владыко мой: спаси меня, окаянного, много пред Тобою согрешившего! Я превзошел всех согрешивших пред Тобою, я опередил всех в служении своим страстям; какая же тьма ожидает меня, окаянного! Какой огонь уготован мне, блудному! Я преклоняю колена мои, я бью челом в землю, я проливаю слезы и рыдаю, я взываю к Тебе: Господи, Господи, помоги мне! Избавь меня от овладевших мною страстей! Не презри, Владыко, моей сокрушенной молитвы. Я простираю оскверненные грехом руки мои — не отвергни меня, обремененного страстями, призри на меня человеколюбно благоуветливым милосердием Твоим! Я осквернил себя плотоугодием, я опорочил красоту души моей, я поработил себя плотским мудрованиям, я погубил мое прежнее самовластие, я внимал советам врага моего, служил страстям, как идолам, исполнял пожелания плоти, помрачил свет ума моего и, почтенный честию сыновства от Самого Бога, уподобил себя скотам несмысленным.
И вот, овладевает мною страх, трепет и ужас, когда представляю себе посечение смертное, неприметно приближающееся ко всякому, и все же остаюсь не исправляющимся! Из глубины души взываю к Тебе, Господи, со слезами и воздыханиями припадаю: буди милостив ко мне, о Человеколюбец! В Тебе едином полагаю всю надежду мою; помоги мне избежать гнева грядущего и будущего осуждения; благоволи, да будет душа моя ожесточенная многоплодною в добродетелях, мои помыслы бесплодные истреби огнем Духа Святого. Не посеки меня, как дерево бесплодное, не предавай огню неугасимому, дабы не оказался я пищею огня, как плевелы, но, как пшеницу, возьми меня в житницу Твою, о Боже мой! Не дерзая воззреть на небо, я преклоняю колена сердца, окаянный... Приими молитву из уст нечистых, единый безгрешный Создатель мой! Ты — Царь всех Всемогущий, Ты низложил мятежного велиара, Ты избавь меня от всяких беззаконий! И Ангелы, и люди, увидев обращение мое, составят праздник во славу Твою.
Презрел я животворящие заповеди Твои, обольстился делами срамными, — не погнушайся мною, Преблагий Владыко, но избавь меня от рабства лукавого! Со страхом сердечным умоляю Тебя: Ты создал меня по благости Своей, обогатил меня дарами многими и возлюбил меня до того, что ради меня воплотился и смерть претерпел, а я не захотел помнить толикую любовь Твою, Избавитель мой, — я весь сделался рабом греховной власти, осквернив и тело, и душу. Каждый день взываю: я согрешил! А грешить все же не перестаю... И стою ныне осужденный пред Тобою, о Всеблагий! Даруй мне прощение злых дел моих, ибо Ты Бог милостивый и Человеколюбивый!..
Богородице Дево, Мати Божия, Дверь небесная и Ковчег Божий, Ты наше непостыдное спасение, спаси меня, Владычице, хотя я и не заслужил сего!
Полки Ангелов на небесах заботятся о мне, дабы враги не похитили внезапно душу мою, и не погрузился бы я в струях пламени геенского!
Законоподвижники святые Апостолы будут тогда сидеть на престолах вместе с Судиею Господом, меченосные Ангелы страшные разделят грешников от праведных, — восплачется тогда всякое дыхание, ибо не будет конца лютым мучениям!
Предупреди же все сие, о душа моя, — рыдай, как рыдала оная блудница евангельская!
Избавь меня, Спасителю мой, страшного прещения мук оных ужасных! Тебя непрестанно воспевают Серафимы, Сидящего на четверообразных Херувимах. Тебя, как Троицу во Единице, прославляют все чины небесные как слуги Твои. Ты — Свет, нерожденный Отче, Ты имеешь Сына собезначального и Духа соприсносущного, дарующего всем дыхание жизни; Ты — Щедр, и Благ, и Милосерд; молитвами мучеников, пророков, апостолов, преподобных и святителей услыши и нас, молящихся Тебе: Пренебесный Господи, слава Тебе!
Царю веков, Бессмертному, Невидимому, Премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
1 У Фикары здесь стоит: не проливайте слез... Но у Ефрема Сирина в параллельном месте: проливайте слезы. И сие чтение по ходу речи, особенно в связи с гневным ответом Ангелов на эту речь, нужно почитать более правильным.