В заголовок вынесены слова святителя Кирилла Иерусалимского. Что это за человек? Святая Церковь причисляет свт. Кирилла к мужам апостольским и прославляет его в лике святых. Жил он около 315-387 гг. и является замечательной во всех отношениях личностью. В 350 г. свт. Кирилл был избран епископом Иерусалима. Святитель особенно известен своими произведениями:

1. Прокатехизис - "предварительные" огласительные проповеди, нечто вроде вводного курса для готовящихся к крещению;
2. 18 огласительных слов, адресованных не ко всем оглашенным, но лишь к тем, которым предстоит креститься в ближайшую Пасху (после четвертной недели Великого поста для оглашенных устраивался "экзамен", и "сдавшие" допускались "ко просвещению");
3. 5 мистагогических (тайноводственных) проповедей, адресованных новокрещенным. По обычаям того времени оглашенные не допускались даже к присутствию при евхаристическом таинстве. Они изучали Св. Писание, христианскую нравственность и молитвы, но ничего не знали о сакраментальной жизни Церкви. Поэтому после крещения им давалось особое объяснение крещения и евхаристии.

Как видим, свт. Кирилл не понаслышке знает, что такое Таинство Крещения и каковы его особенности. Помимо этого, святитель является лично и персонально одним из тех драгоценных звеньев непрерывной цепочки, идущей от апостолов, и составляющих святоотеческое наследие, то есть собственно православие. И что же говорит этот святой о Таинстве Крещения, что было бы сейчас полезно для нас?

А вот что: "Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух Святой крестить не будет".

Поразительная вещь: тебя канонически правильно крестит канонически верно рукоположенный священник, а Дух Святой крестить не будет. Оказывается, совершенно недостаточно совершить простое погружение или совершить иные внешние действия. Необходимо, чтобы тот, кого крестят, выполнил условие, сформулированное Господом: "Кто веру имеет и крестится, спасен будет".

А что значит "веру имеет"? Это значит имеет доверие, благоговение, ибо мы приступаем к Самому Богу, то благоговение, которое обязательно сопряжено с чувствами покаяния, сокрушения, ощущения своего недостоинства приступить к Тому, Кто именуется Богом. Помимо этого крещаемый должен иметь желание духовно измениться, стать добрее, лучше, очиститься от своих страстей, если угодно - иметь желание уподобиться Самому Христу.

Священнодействие крещения совершается людьми. Правильно на то поставленными, но именно людьми, человеками. Само же Таинство совершается Христом-Богом, Который смотрит на сердце человека. Таким образом, при священнодействии человек может приобщиться к Дару Крещения при наличии соответствующего духовного устроения, о котором сказано выше.

Когда христианство стало в римской империи государственной религией, многие ринулись креститься. Иначе нельзя было даже занять государственную должность. И вот к этим равнодушным людям и был обращен голос святителя Кирилла: не думайте, лицемеры, что вы были крещены и стали христианами.

История историей, а как мы сейчас крестимся?

* Лишь бы родители отстали, так и быть, крещусь, а то уже житья от них нет...
* Жена хочет обязательно венчаться, а с некрещеным нельзя, ну так и быть, крещусь...
* Национальная православная традиция, все крещеные, даже вон Президент со свечкой в храме стоит, надо и мне креститься...
* Что-то я болею часто, а говорят, если крестишься, то это полезно отражается на здоровье...
* Ребенок стал в институте плохо учиться, пиво начинает попивать, закурил - надо крестить, чтобы отвадить беду, чтобы его ангел-хранитель после крещения защищал; не хочет? объясним, что это ему же на пользу, заставим в конце-то концов...
* Новорожденного надо крестить, чтобы получить христианское имя, и сохранять его в тайне и никому не говорить, тогда ребенок будет защищен от магии, ведь для магического воздействия надо знать настоящее имя...

Вот так подчас дело и обстоит. Мы порой и не знаем, а зачем нужно креститься.

Человек, стремящийся к Крещению с неверными мотивами, возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать.

Встает закономерный вопрос. Вот крестился лицемер, и, естественно, не получил крещения от Святаго Духа. Но потом лицемер уверовал. Надо ли крестить его вновь? Десятый член символа веры гласит: Исповедую едино крещение во оставление грехов. Это значит, что крещение, как духовное рождение, если оно совершено правильно, через троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может быть повторяемо; поэтому Церковь принимает и еретиков, вступивших в ее лоно, без повторения крещения, только через миропомазание, если они крещены, как заповедано Евангелием и древней Церковью.

Нужно различать действительность таинства (т. е. то, что оно само по себе есть благодатная подлинная сила) от действенности таинства (т. е. от того, насколько принимающий таинство удостаивается его благодатной силы). Таинства есть видимые орудия, которые благодатно действуют на приступающих к ним. Однако их плодотворность и обновляющая сила зависят от того, насколько благоговейно человек приступает к ним. Недостойное принятие их может повлечь за собой не оправдание, а осуждение. Благодать не стесняет свободы человека, не действует на него непреодолимо. Часто люди, пользующиеся таинствами веры, не получают от них того, что они могут дать: ибо не открыты для благодати сердца их или же они не уберегли принятых ими даров Божиих.

Вот почему бывает, что люди крещеные не только не исполняют обетов, данных ими или их восприемниками при крещении и не только лишаются благодати Божией, уже данной им, но нередко — к погибели своей духовной — становятся врагами Божьими, отрицателями, неверующими, отступниками. Этими жизненными фактами нисколько не умаляется достоинство таинств. Великие достижения святости, праведности, многочисленные мученики за веру, исповедники, подвижники и чудотворцы, ставшие еще на земле «земными ангелами, небесными людьми», — это достижения невиданные вне истинного христианства. Эти достижения являются действиями невидимой благодати Божией, полученной в крещении и миропомазании, возгреваемой через покаяние и причащение святых Тайн и сохраняемой в смиренной и преданной Богу душе.

В нашем случае с крестящимся лицемером, Таинство крещения действительно немедленно по своем совершении, и повторять его нет нужды. Но действенным оно станет лишь при условии последующего исправления лицемера, когда он через покаяние и исповедь удостоится благодатной силы Таинства, и Дух Святой запечатлит на уверовавшем свою печать святаго Крещения.