Протоиерей Михаил Сечейко

Вот и оканчиваются светлые спасительные пасхальные дни, когда мы вместе со всей природой призывались к обновлению нашей духовной жизни. Приближается тот 40-й день после Пасхи, когда, как поется в церковных песнопениях, «книги Писаний божественных конец яве прияша», ибо «горе ко Отцу Христос восходит, и приносит плоть, юже от нас восприят».

Наступает то время, когда прославленная и обоженая человеческая природа взойдет, вознесется на Небо, и соделается причастною вечной славе, вечному величию, силе и власти Сына Божия.

В прошедшие недели после Пасхи мы внутренне, по силе своей веры, переживали радостное событие Светлого Христова Воскресения. Мы буквально упивались, наслаждаясь неизреченной красотою пасхальных песнопений. Сердца наши озарялись лишь небольшою частицей того света вечноблаженной жизни, той светлой неиссякаемой радости, которая ожидает, по неложному обещанию Спасителя, тех, кто последует за Ним: «Я свет миру; кто последует за Мной, будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). И мы в эти светлые дни, в меру своих сил духовных, прикасались к самому источнику Божественного света.

Так в неделю о Фоме мы вместе с апотолом Фомою исповедали свою веру в воскресшего Спасителя и утверждались ею.

В неделю жен-мироносиц мы вместе с мироносицами, как драгоценное миро, приносили воскресшему Господу свою преданность, свою любовь и украшались ею.

Вместе с расслабленным, который 38 лет ждал ицеления, мы возлагали на Господа все упование, всю надежду и укреплялись ею.

Вместе с Самарянкой мы учились молится Богу в «духе и истине», ибо таковых поклонников ищет Отец наш Небесный.

И, наконец, сегодня, в неделю о слепом, вместе со слепцом от рождения, исцеленным Господом, мы взывали к Подателю Савета: «Ты сущих во тьме Свет пресветлый», и «ныне, Светодателю, и наши озари душевные чувства» и мысленные наши очи просвети…

В сегодняшнем Евангелии дня Сам Спаситель свидетельствует о Себе: «Я Свет миру» (Ин. 12:36). «Сыном света становится и исцеленный Господом бывший слепец. Он, по выражению песнопений церковных, «Не только очи чувственные приемлет, но и душевные». Во Христе Спасителе он уже видит «Свет мира и светаподателя Бога и Владыку». Он, став «светоносным слепцом», прозрев не только очами телесными, но и духовными, с потрясающей смелостью свидетельствует о духовном ослеплении книжников, фарисеев, всех пустосвятов и лицемеров, которые утратили все духовное и поклоняются только букве закона, и он становится их строгим обличителем, за что и подвергается от них бесчестию, изгнанию и поруганию.

Он, по словам церковных песнопений, «просвещается весь… и Светодава познает воссиявшего из гроба тридневно и всю землю озарившего Своим Воскресением» и невольно становится проповедником Светлого Христова Воскресения. Вот почему дивное чудо исцеления слепорожденного и воспоминается святой Церковью в эту последнюю 6-ю неделю по Пасхе.

И мы с вами, верующие во Христа Спасителя чада святой Церкви Христовой, являемся сынами и дочерьми света, потому что мы не только просвещены светом Евангельского учения, но и возрождены для жизни вечной благодатию Святаго Духа в таинстве Крещения, а также облагодатствованы через другие таинства Церкви Христовой.

Но если мы чада света, то мы должны и поступать, как говорит апостол Павел, как подобает чадам света (см. Еф. 5:8). Мы должны поступать так, как учит нас Слово Божие, как заповедал нам Христос Спаситель: избегать всегда всякого греха и всякой скверны греховной и не участвовать в бесплодных делах тьмы, по выражению апостола Павла (см. Еф. 5:11), потому что всякий грех есть тьма для души, и «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, а бежит от него» (Ин. 3:20). О, сколько вокруг нас слепых - не физической слепотой, а слепотой более страшной - духовной: слепотой к смыслу жизни, слепотой к Христовой любви, слепотой к страданию других, слепотой ко всему тому, что могло бы преобразить к лучшему нашу жизнь.

Такой грех, как хула на Духа Святого, - это ужасная слепота духовная, это явлное противление истине. Такому человеку не прощения, ни в сем, ни в будущем веке (см. Мф. 12:32). И не потому, что грехи наши побеждают милосердие Божие - но потому, что сам человек в гордости, злобе, упорстве, лжи и нераскаянности погибает. Рождается в человеке такая слепота от крайнего самолюбия, гордости, самомнения, от плотского расположения сердца и от всегдашней сытости и пресыщения. Еще ожесточенных слепцов душевных порождает озлобление и отчаяние, непокорность существующим властям, неистовое намерение осуществить свои нелепые идеи и планы, воображая, что их намерения принесут пользу обществу. Нам нужно не только избегать греха, но и вести борьбу с грехом, делать только то, что добродетельно и угодно Богу.

Если Христос Спаситель есть «правды Солнце мысленное», то мы должны, как Его чада, творить дела правды, дела милосердия, дела благочестия. Это и есть путь света, путь восхождения нашего от земли на небо, путь Хрисова доброделания, шествуя которым, мы будем истинными христианами, будем просвещаться уже здесь, на земле, по неложным словам Спасителя: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех» (Мф. 5:16).

Ходить этим путем света - значит ходить в обновленной духовной жизни, к чему и призывает нас Церковь Христова в эти святые пасхальные дни.

Так будем, дорогие, всегда шествовать по этому спасительному пути Божественного света. Будем хранить в себе, как драгоценное сокровище, как величайшую святыню, свет нашей православной Христовой веры, и по вере своей благочестиво жить в правде и истине, Богу и ближним служить, и с крепкой верою уйдем туда, куда Господь наш Иисус Христос «падшее естество наше милостиво вознесе», туда, где ждут чад света вечные, неисскаемые радости, туда, где «праведницы просветятся как солнце», во Царствие Отца нашего, иже есть на небесех, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная. Аминь.