Страстная седмица
05.04.2015
Службы страстной седмицы и Пасхи посвящены разрешению самых великих и важных вопросов: о сущности страдания и смерти, об искуплении, о воскресении и вечной жизни.

"Все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя... "— (говорится в Синаксаре).

Главное господствующее чувство, которым проникнуты богослужения Страстной седмицы, есть чувство глубочайшей скорби и сострадания Церкви, Христу в Его страданиях за грехи мира. Но в то же время и утешительной надежды на грядущее Его славное Воскресение. Наряду с глубокими скорбными тонами богослужения Страстной седмицы слышатся тона умиления и тихой радости. «Не рыдай Мене Мати, зряше во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся» (канон Великой Субботы, песнь 9).

Богослужения Страстной седмицы отличаются живым изображением воспоминаемых событий со дня Входа Господня в Иерусалим до дня смерти Его. Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную смерть Христа Бога нашего.

В первые три дня Страстной седмицы прочитывается история всей земной жизни Спасителя, по всем четырем Евангелиям, чтобы мы видели, Кто есть будущий Страдалец, и за Кого Он идет на вольные страдания и смерть. В первые три дня Страстной седмицы прочитывается также вся Псалтирь, которая изображает нам живое ожидание древним Израилем Христа Искупителя.

Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.

Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю -переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим "сшествуем Ему и сораспинаемся Ему". Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Великий Понедельник

В Великий Понедельник церковь творит память блаженного Иосифа Прекрасного, как прообраза Иисуса Христа, ибо и Христос был предан за 20 Серебрянников и заключен был в темный мрачный ров - во гроб. Но Он восстал от гроба своею властию и царствует над духовным Египтом, то есть над всяким грехом, побеждает его и искупляет нас: предав Самого Себя за нас и питая нас Хлебом Небесным - Своим живоносным Телом.

В этот же день Святая Церковь вспоминает о проклятии Господом бесплодной смоковницы (Мф. 21, 17-22). Смоковница эта означает иудейскую синагогу, в которой Спаситель не нашел доброго плода, а только тень закона. Бесплодная смоковница, а также притча о виноградарях, читаемая на утрене Великого Понедельника (Мф. 21, 28-39) дают нам образ всякой души, не имеющей никакого духовного плода, которую Христос по скончании настоящей жизни, если не обретет в ней плодов добрых, иссушает проклятием и ввергает в огнь вечный.

Великий Вторник

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающим. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже Богородицею помилуй нас. (Тропарь)

В Великий Вторник Страстной седмицы Святая Церковь приводит на память притчу о десяти девах (Мф. 25, 1-12), которой призывает нас всегда бодрствовать и быть готовыми предстать пред Лицом Судии Всех Господа нашего Иисуса Христа, ибо неведом для нас день и час кончины.

Мы же, пробужденные этим спасительным зовом, чувствуя свое недостоинство, плачем, как Адам пред дверьми рая, как невеста, оставленная пред брачным чертогом.

Чертог Твои вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онъ: просвети одеяния души моея Светодавче, и спаси мя. (Светилен)

Великая среда

Центральные темы Богослужения этого дня - два события: покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Спасителя, и предательство Иуды; любви, жаждущей прощения и не стоящей ни перед какой ценой, чтобы выразить благоговение перед святыней чистоты и милости - и замкнувшейся в себе богопротивной злобы, не остановившейся перед последним из преступлений - предательством Учителя.

И утренний Трипеснец, и стихиры посвящены этим двум образам. «Простерла блудница власы к Тебе, Владыко, простер и Иуда свои руки беззаконным».

Глубоким значением проникнуто читаемое в этот день пророчество Иезекииля: «И видех, и се, рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный...и вписано в нем рыдание и жалость и горе. И рече ко мне (Господь):Сыне человеч снеждь свиток сей... И отверзох уста моя, и напита мя свитком сим... и снедох его, и быстъ в устех моих яко мед сладок». В этом пророчестве сосредоточен весь смысл страстного пути Спасителя.

С особой силой звучит на вечерне в последний раз поемое «Да исправится молитва моя», после которого идет последнее в Великом Посту последование Преждеосвященной Литургии. Последний раз также поется песнь «Ныне силы небесные с нами невидимо служат» и читается молитва Ефрема Сирина.

Великий четверг

«И когда они ели, взял Иисус хлеб и, благословив, преломил и, дав ученикам, сказал: «Возьмите, вкусите: это есть Тело Мое». И, взяв чашу и возблагодарив, дал им и сказал: «Пейте из нее все; это есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая для отпущения грехов» (Мф. 26, 26-28).

Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости от той великой радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. В знак этой радости священнослужители переоблачаются в светлые одежды. На утрени этого дня читается Евангелие, повествующее о Тайной Вечери, а следуемый за Евангелием канон, начинающийся словами «Сеченое сечется», с удивительной силой и глубиной раскрывает таинственный смысл этого события. В каноне особенно ярко подчеркнуто неслиянное и нераздельное соединение двух природ, двух естеств Господа нашего Иисуса Христа - Божеской и человеческой - и их взаимное сопряжение, действие и участие в деле нашего спасения. Творец и Создатель с любовью склоняясь и приникая к созданной Им твари зовет ее к радости соединения с Собою. «Как Я стал Человеком действительно, а не призрачно, так и соединенное со Мной естество обожжено по причине общения; поэтому познайте Меня, как Единого Христа, сохраняющего то, из чего и то, в чем Я пребываю» (тропарь 9 песни).

В Богослужении этого дня воспоминаются важнейшие события, предварившие шествие Спасителя на вольные страдания: совершение Иисусом Христом последней пасхальной вечери, на которой было установлено таинство Евхаристии; умовение Господом ног учеников и предательство Иуды.

На Литургии Великого Четверга вместо Херувимской песни трижды поется тропарь «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий причастника мя прими;...». Этот же тропарь поется и как запричастный стих, многократно повторяется во время причащения как бы не желая смолкнуть, не желая прервать блаженную радость Божественного общения. Это многократное пение «Вечери Твоея», и Апостол, и Евангелие этого дня - все говорит нам о том, что ныне совершающаяся Евахаристия есть Литургия, однажды во времени тогда совершенная и вечно, до скончания века, отныне совершающаяся до светлого и явленного дня пришествия Господа Иисуса Христа.

Разнообразию воспоминаемых в этот день изумительных Евангельских событий соответствует и обильность трогательных чувств и мыслей, изображаемых в церковных песнопениях этого дня. Созерцая Спасителя уже в последние перед страданием минуты, святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему. Зная, Кто этот Страдалец, зачем и за кого Он идет на смерть, не менее места Церковь дает и чувству благоговейной любви и благодарности.

Прославляя бесконечную любовь Спасителя, подъемлющего всю тяжесть грехов человеческих, и невыразимое смирение Его, умывающего ноги рабам Своим, Церковь благоговеет пред Чашею жизни вечной, предложенной Создателем, славословит кровавую Гефсиманскую молитву Спасителя, подающую и нам святой, высокий урок — именно в молитве искать нашего спасения.

Страстная Пятница

«Одеяйся светом яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда, беззаконнии же людие на кресте пригвоздиша Господа славы».

Все Богослужение Великой Пятницы посвящено благоговейному воспоминанию и глубокому переживанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг искупительных страданий Спасителя, и отголосок этих страданий слышится в каждом слове нашего Богослужения — единственного и несравненного как по силе умиления и трогательности, так и по глубине безграничного сострадания к страждущему Спасителю. Святая Церковь раскрывает перед очами верующих полную картину спасительных страданий Господних. «Страшное, и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесные силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада!»

В своих песнопениях Церковь, пронзенная в самое сердце объявшею ее скорбью, как будто не может собрать своих мыслей, спокойно остановиться своим вниманием на чем-либо одном. Куда не обратится она мыслию, на что не устремит взор свой — везде и всюду новые и новые поводы к слезам, новые источники скорби и страдания. После шестопсалмия и тропаря «Егда славные ученицы...» молящиеся зажигают свечи и как бы вступают в глубокую тьму Гефсиманской ночи, окутывающей теперь весь мир. Начинается чтение 12-ти Евангелий, которое составлено из двенадцати выбранных чтений из четырех евангелистов, повествующих о страдальческом пути Иисуса Христа. Видя безмерное уничижение своего Господа и Спасителя, Церковь вместе с тем зрит и Славу Его. Уже первое Евангелие начинается словами Спасителя о Своем прославлении: «Ныне прославися Сын Человеческий и Бог прославися в Нем». Эта слава как некое световидное облако, окутывает ныне стоящий перед нами возвышенный Крест. Как некогда гору Синай и древнюю скинию, окружает она и Голгофу. И чем сильнее та скорбь, о которой повествует Евангелие, тем сильнее звучит прославление Христа в песнопениях.

В Великую Пятницу не совершается Литургия, потому что в этот день воспоминается сама Жертва Голгофская.

Царские Часы Великой Пятницы подробно описывают события этого дня:

Час первый - время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть.

Час третий - время осуждения Его на смерть и бичевание. Час шестой - время крестных страданий.

Час девятый - время смерти Господа и необыкновенных явлений природы.

Вместо Литургии в Великую Пятницу совершается торжественная вечерня, на которой под пение тропаря «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе новом покрыв положи» - священнослужители поднимают плащаницу с престола и выносят на середину храма.

На следующем за тем повечерии поется канон на Плач Богородицы. В дивных песнопениях открывает Церковь всю глубину страданий матери при виде смерти Своего Божественного сына.

Великая Суббота

"Все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота...»

В Великую субботу святая Церковь воспоминает: погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, сошествие душою во ад, введение разбойника в рай, пребывание на престоле со Отцем и Духом — и вместе с тем предуказывает наступление великого события воскресения Христова.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: "Святый Боже"... выносится священнослужителями из храма на главе и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Хор в это время поет: «Благообразный Иосиф...» Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать (Мф. 27; 62-66).

После утрени читаются часы и изобразительные. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паремии, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" (Дан. 3; 57-88). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене, Мати...". Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 1-20).

В исключительных, особенных службах Великой субботы Церковь, проливая слезы любви и благодарности к Положившему за нас жизнь Свою и телом Почившему во гробе, призывает всех и вся к святейшему и драгоценнейшему гробу этому — чаянию всех языков, созывает к нему небо и землю, ангелов и человеков; окружает его светлым облаком древних свидетелей, за тысячелетия его провидевших; призывает и собор новозаветных провозвестников, как бы свидетельствующих здесь, пред Распятым, о своей всемирной проповеди об искупительном Его кресте, смерти и воскресении. Все Богослужение Великой субботы представляет чудное, беспримерное сочетание самых противоположных чувствований — скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

О сошествии Христа во ад в Евангелии напрямую ничего не говорится, о нем лишь упомянуто в Послании апостола Петра (1 Пет. 3:18-21; 4:6). Между тем, в Древней Церкви вера в сошествие Христа во ад была очень сильна: она, в частности, нашла отражение в многочисленных апокрифах, таких как "Евангелие Варфоломея" и "Евангелие Никодима". Из раннехристианских памятников она перекочевала в гимны преподобных Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца, а оттуда - в богослужение Православной Церкви. Множество текстов Октоиха, Постной и Цветной Триоди посвящено сошествию Христа во ад.

Особенно замечательны в плане богословского осмысления этого события богослужебные тексты Великой субботы. Центральным моментом великосубботней утрени является чтение стихов Псалма 118 с добавлением к каждому стиху "похвал". В "похвалах" несколько основных тем. Говорится, в частности, о том, что Сын Божий пострадал и умер, исполняя волю Отца, пославшего Его для спасения мира; в то же время Его смерть неоднократно называется "добровольной". Особо говорится о Божией Матери, стоявшей у Креста Христова и оплакивавшей Своего Сына. Главная тема "похвал" - это искупление и спасение человечества сошедшим во ад Христом: выйдя на поиски падшего Адама, но не найдя его на земле, воплотившийся Бог сошел в бездны ада для того, чтобы искупить его. Говорится о воскрешении Христом мертвых, которое описывается как "опустошение" ада воскресшим Христом. В тропарях канона, обращенных к погребенному и воскресшему Сыну Божию, с особой силой выражена мысль о гибели ада благодаря сошествию в него Христа, о прекращении власти ада над людьми:

«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим: Ты бо положся во гробе державне, живоначалъною дланию, смерти ключи развергл еси, и проповедал еси от века тамо спящим, избавление неложное быв Спасе, мертвым первенец.»

В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Заключение

Великий Пост - это время, когда человек как бы вновь приобретает веру, но также и жизнь, в ее божественном значении, в ее священной глубине. Воздерживаясь от пищи, мы вновь узнаем ее вкус и научаемся получать ее от Бога с радостью и благодарностью. Сокращая развлечения, ненужные разговоры и поверхностные рассуждения, мы вновь понимаем величайшую ценность отношений с человеком. И понимаем мы все это, потому что мы просто лучше поняли Самого Бога, потому что мы вернулись к Нему и в Нем - ко всему тому, что Он дал по Своей бесконечной любви и милосердию.

Великий пост готовит к Страстной седмице, к встрече со Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную Весть, -преображающую, исцеляющую и воскрешающую, - которую приносит нам Господь Иисус Христос. В пасхальную ночь мы услышим слова Иоанна Златоуста о том, что и постившиеся, и не постившиеся должны насладиться духовным пиром и напитаться от духовного Агнца, Который есть Христос. По собственному опыту мы знаем, насколько полнее бывает восприятие служб Страстной седмицы и радость праздника Пасхи, если мы достойно и по-христиански провели пост; насколько лучше чувствует себя наша душа, насколько охотнее откликается она на все то, что слышит в Церкви в страстные и пасхальные дни, если мы прошли через подвиг поста.

Серьезное отношение к посту означает прежде всего, что мы отнесемся к нему, по возможности, на самом глубоком уровне нашего сознания - воспримем его как духовный призыв, требующий ответа, решения, постоянного усилия. Мы знаем, что именно для этой цели Церковь установила подготовительные недели к Великому посту. Это и есть время для ответов и решений. И лучший, и самый легкий способ для этого - отдаться руководительству Церкви, хотя бы размышлением над пятью евангельскими чтениями, которые Церковь предлагает нам в течение пяти недель, предшествующих посту: желание (Закхей), смирение (Мытарь и фарисей), возвращение из изгнания (Блудный сын), суд (Страшный суд) и прощение (Прощенное воскресение). Эти евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но принести их с собой домой и сопоставить с моей жизнью, моим семейным положением, моими профессиональными обязанностями, моей заботой о материальной стороне жизни, моим отношением к тем людям, которые окружают меня.

Всегда глубокое, и неизменно благотворное воздействие производит на душу скорбно-торжественная сосредоточенность служб Страстной недели и светлая, святая радость Пасхальной ночи. Для христианина, живущего в круге Церковного года Страстная седмица и Пасха являются смыслом и счастьем личной жизни, ее полнотой и лучшим украшением, тем, ради чего стоит жить на свете и нести бремя мирских скорбей.

Пасхальная радость - есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая, вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: "Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 16,22).
  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 1513
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]