Ирина Иванова

Священномученик Игнатий Богоносец, почти современник апостолов, в послании своем Филиппийцам так говорит о важности Великого поста: "Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня".

Святитель Василий Великий в Слове Первом о посте рассуждает о том же: "Глава всех нас Господь наш, когда вооружил постом плоть, ради нас воспринятую, то победил самого диавола. Постился же Господь для того, чтобы научить и нас вооружаться постом во время подвига в искушениях".

Святитель Григорий Назианзин в Слове о Святом Крещении замечает о посте: "Христос постился прежде искушения, мы постимся прежде Пасхи. Пост один и тот же, но немало различия в том и другом времени. Христос во все сорок дней воздерживался от пищи как Бог, но мы, по немощи своей, придерживаемся меры в посте".

Святитель Афанасий Великий восхваляет пост в книге "О девстве": "Видишь ли, что делает пост? Врачует болезни, иссушает мокроту, прогоняет демонов, истребляет лукавые помыслы, соделывает сердце чистым". "Если кого сильно тревожит нечистый дух, то пусть знает то врачество, которое находится в словах Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29)".

Святитель Кирилл Иерусалимский в Слове Третьем пишет о посте: "Змея, вползая в узкую скважину, освобождается от старой кожи и, в тесноте совлекаясь ветхости, юнеет потом телом. Так и ты входи узкими и тесными дверьми и, утеснив себя постом, изнуждай погибель свою (Притч. 16:26) и отлагай ветхого человека с делами его".

Сятитель Амвросий Медиоланский, объясняя 118 псалом, так рассуждает о посте: "Если заповедан пост, то смотри, не презирай его. И хотя бы голод понуждал тебя ежедневно к тому, чтобы уклоняться от поста, побеждаясь невоздержанием, но ты лучше приготовляй себя к небесному наслаждению».

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают такое указание: "Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не деает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе пост, пост твой правильный".