Государь Николай Александрович — старший сын Императора Александра Третьего и Императрицы Марии Феодоровны — родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе. Детские годы Николая прошли в стенах Гатчинского дворца. Воспитание и образование Николай Второй получил под руководством своего отца в строгих условиях. С раннего возраста свободно овладел английским, немецким, французским и датским языками. Образование наследника было поручено генерал-адъютанту Г. Г. Даниловичу; привлекались также профессора Петербургского университета и Академии Генерального штаба, известные ученые, политические и военные деятели (К. П. Победоносцев и др.). Заключительный курс высших наук направлен был к изучению с достаточной подробностью военного дела и к основательному ознакомлению с главнейшими началами юридических и экономических наук…

Для знакомства с государственными делами с мая 1889 г. Николай начал присутствовать на заседаниях Государственного Совета и Комитета министров. В октябре 1890 г. предпринял морское путешествие на Дальний Восток через Грецию, Египет, Индию, Китай и Японию. Во время посещения храма в японском городе Отсу религиозный фанатик совершил покушение на Наследника Русского Престола, нанеся ему удар саблей по голове.

Александр Третий скончался 20 октября 1894 г., обязав сына выпустить в тот же день Манифест о восшествии на Престол, в котором обязался хранить самодержавные устои власти для блага и защиты народа. Этому обещанию Государь следовал твердо и неуклонно.

Воспитатель наследника Престола Жильяр отмечал поразительное самообладание Николая Александровича, его умение управлять своими чувствами. Министр С. Д. Сазонов тоже поражался: «Что бы ни происходило в душе Государя, он никогда не менялся в своих отношениях к окружающим его лицам. Мне пришлось видеть его близко в минуту страшной тревоги за жизнь единственного сына, на котором сосредоточивалась вся его нежность, и, кроме некоторой молчаливости и еще большей сдержанности, в нем ничем не сказывались пережитые им страдания».

Германский дипломат граф Рекс писал: «Его манеры настолько скромны и он так мало проявляет внешней решимости, что легко прийти к выводу об отсутствии у него сильной воли; но люди, его окружающие, заверяют, что у него весьма определенная воля, которую он умеет проводить в жизнь самым спокойным образом». Историк С. С. Ольденбург привел такое образное сравнение: «У государя поверх железной руки была бархатная перчатка. Воля его была подобна не громовому удару. Она проявлялась не взрывами и не бурными столкновениями; она скорее напоминала неуклонный бег ручья с горной высоты к равнине океана. Он огибает препятствия, отклоняется в сторону, но в конце концов с неизменным постоянством близится к своей цели».

Личная жизнь Царской Семьи была образцом для подданных. В апреле 1894 г. Наследник Цесаревич был помолвлен с принцессой Алисой Гессенской. 14 ноября 1894 г. состоялось бракосочетание Государя Императора, ознаменованное Милостивым манифестом. Невеста после перехода в православие приняла имя Александры Федоровны. Дети Государя от этого счастливого и подлинно православного брака: Наследник Цесаревич, Великий Князь Алексей Николаевич (родился 30 июля 1904 г.) и Великие Княжны Ольга (3 ноября 1895), Татьяна (29 мая 1897), Мария (14 июня 1899), Анастасия (5 июня 1901) Николаевны…

Твердая убежденность хранить основы и традиции России в сочетании с чувством глубокой личной ответственности Помазанника за ее судьбу и привела Св. Императора Николая Второго к конфликту с силами міровой "тайны беззакония", которые планомерно готовили войну против православной России.

Внешне во всех хозяйственных, политических, культурных отношениях Россия в это последнее царствование процветала и укреплялась. Однако духовно все более слабела под натиском окружающего апостасийного міра. И потому Богом Государю Николаю Второму было уготовано иное счастье — пострадать за свой народ русский, все более уклонявшийся от должного Замысла Божия о России, принести себя в жертву как последнее средство для его вразумления и возвращения на истинный исторический путь.

Божиим Промыслом Царь Мученик родился в день памяти Святого Праведного Иова Многострадального, и он сам был убежден, что это совпадение не случайно. Он предчувствовал, что мір движется к страшной катастрофе и что настанут страшные испытания для него, его семьи и для всей России. Свидетельства такого его предчувствия оставили многие современники из Его окружения.

Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Государь Николай, было непонимание и оставленность почти всеми, кто находился вокруг него. "Лучшие люди" России (какими они себя считали) — думские народные избранники — не понимали, в каком состоянии находится мір и Россия, и требовали от Государя "реформ". Все эти их "реформы" были направлены на уничтожение православной России, на ее переделку в демократию западного образца. Император был тогда едва ли не единственным человеком в правящем слое России, который сознавал свое духовное призвание, что он поставлен Богом вести русский народ к Небесному Царствию через эту назревавшую смуту. И Государь сподобился величайшей милости от Бога — пострадать за Христа и за Его Церковь для спасения своего народа.

Для тех, кто пребывает в смущении от сомнений по поводу того, как же он отрекся от Престола, отказался от власти в самый страшный момент истории России, не пресек революцию, следует напомнить: когда Царь возвращался в бунтующий Петроград, он был полностью изолирован, его окружали генералы-предатели, которые давали ему ложные сведения о том, что происходит; о передаче Престола (брату) как единственном шаге для спасения монархии объявили ему и генералы, и думские парламентарии. Даже члены Династии (семья Великого Князя Кирилла) плели интриги для его свержения.

"Кругом измена и трусость и обман", — вот что записал Государь в последний день перед отречением. Как Спасителя предал Его ученик, а любящие апостолы бежали, так и Помазанника Божия и подражателя Христу, Государя Николая также предали и бежали от него. В Евангелии о слепом Спаситель сказал: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать". То же самое произошло и в 1917 году — настала ночь, и уже ничего нельзя было сделать Государю, кроме того, чтобы со смирением и с терпением дальше нести свой страшный крест.

Государь понимал, что вершится суд Божий над Россией, отказавшейся от своего Божественного призвания быть удерживающим Третьим Римом. Выполняя до конца свой долг Помазанника он не уехал за границу, хотя было немало возможностей. Царь остался в России для того, чтобы до конца вместе со своим народом пронести свой крест тяжких искупительных мучений. Он так и говорил: "Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России — я буду этой жертвой". Император Николай и стал этой христоподражательной жертвой в 1918 г., приняв мученическую смерть: и сам, и его супруга, и дети, и верные слуги.

Итак, он знал, что не случайно родился в день Многострадального Иова. Святой праведный Иов получил воздаяние, которое мог Господь ему дать во дни Ветхого Закона (только на этой земле тогда давалась радость воздаяния людям) — умножилась жизнь его, и дети, и имение. Но последователь по жизни Святого Страстотерпца, праведного Иова Многострадального, Государь Император Николай Второй, пострадавший за грехи всего народа, получил воздаяние в Царствии Небесном. И сейчас величайшим счастьем для него является молитва за народ русский, за который он и поныне несет ответственность как последний Император и Самодержец России. А мы, народ, должны услышать эту молитву и покаянно присоединиться к ней.


Валентин Серов. Портрет Николая II

«Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и спасения России»
«Если сейчас в России нужна жертва, то этой жертвой буду я»
/Николай II/

Царские Глаза

Сергей Бехтеев

Кто видел в жизни только раз
Сиянье кротких Царских Глаз,
Тому Их век не позабыть
И Тех Очей не разлюбить.

Кому их встретить довелось,
В том сердце верою зажглось
Того в дни бедствий не смутят
Ни зло людей, ни смертный яд.

Всегда и всюду перед ним
Блестят величием своим
Глаза, Которым равных нет
В греховном мире слез и бед.