В преддверии Рождественского поста
Протоиерей Александр Зелененко   28.11.2016

Время скоротечно, и мы вновь приблизились к Рождественскому посту, готовящему нас к грядущему двунадесятому празднику Рождества Христова. Перед нами встает вопрос: как провести его с наибольшей пользой? Как не погубить предстоящих сорока дней святого поста?

Так, еще задолго до этого великого и радостного праздника, святая Церковь призывает всех нас, христиан, готовиться к его встрече. Она желает, чтобы мы заранее и сознательно, плодотворно и спасительно, приготовили свои души постом и покаянием, вошли в дух и настроение праздника Рождества Христова.

Пост в старину называли говение. Говение - это момент, когда с обновленной силой и снова, по-новому мы должны задумываться над своею жизнью и над собой. Над жизнью, какой ее Господь задумал для нас, и над собой - какой мы эту жизнь сделали. В том и заключается покаяние, чтобы как бы измерить расстояние между тем, что замыслил о нас Господь, и тем, что мы осуществили; между тем, что нам было дано и что мы использовали или нет, исполнили либо не исполнили.

Это надо делать - и не раз в жизни. Но чтобы оценить и по достоинству использовать время поста, следует уяснить его значение по учению святых отцов. Пост – это хранение мира, чистоты, гармонии, согласия ума и сердца. Истинный пост есть злых (помыслов, чувств, слов и дел) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, наговора, лжи и клятвопреступления.

Разумная мера воздержания должна быть у нас во всем: в еде, питье, в сне, в мыслях, чувствах, желаниях, словах, поступках и делах. Где нет воздержания, там нет гармонии, там – хаос и беспорядок.

Воздержание - это не цель, а средство единения всех душевных сил – разума, чувств и воли человека, для единения в духе с Богом. В видимом воздержании плоти нет совершенства, ибо оно направлено на духовное – невидимое, для обретения духовно-нравственной сердечной чистоты.

Целостная чистота достигается через воздержание:
Очей – не прельщаться богатством, внешней красотой, худым и тленным.
Слуха – не услаждаться звуками, льстивыми или красивыми словами, музыкой.
Языка – не говорить много; не говорить пустого, лживого и скверного.
Чрева – не пресыщаться обилием пищи, не услаждаться вкусными яствами.
Сердца – не потакать греховным помыслам, желаниям, влечениям, чувствам, не услаждаться непотребными образами и представлениями.

Невоздержанность – есть Бог страстей и начало всех зол. Вот почему наложен был пост-воздержание в раю. Еще больше требуется он от нас, ибо значительно дальше мы теперь отстоим от Бога, чем наши прародители и предки: дабы служили Богу истинному.

Сколько благ и радостей духовных принесет нам пост, если мы будем следовать святоотеческим наставлениям и указаниям Церкви. Богу не нужны наши моления, пощения и жертвоприношения, если мы не исполнимся первого и главного на потребу перед постом – примирения и всепрощения.

Что еще не следует забывать, когда мы ставим вопрос о посте?

Не следует забывать и того, что пост есть Заповедь Божия и древнее церковное установление. Для церковного же человека требование Церкви есть закон, послушание ей превыше поста и молитвы. Церковь жива и свята действующим в ней духом Святым. Жив и голос её пастырей: их советы, наставления и указания. Всякий верующий человек может по вопросу поста получить индивидуальные указания от своего пастыря.

Первым напоминанием о грядущем светлом событии станет для нас праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – и дивный ирмос Рождественского канона:

«Христос рождается, славите;
Христос с Небес, срящите;
Христос на земле, возноситеся!
Пойте Господеви вся земля…»

Следующими и предваряющими Рождество Христово, событиями станет празднование любимых народному сердцу святых: Александра Невского (6.12), вмч. Екатерины (7.12), апостола Андрея Первозванного (13.12), вмч. Варвары (17.12) и особенно святителей Николая чудотворца (19.12), и Спиридона Тримифунтского чудотворца (25.12), дающими нам образ верности, любви и милосердного служения.

Два последних воскресенья перед Рождеством посвящаются памяти всех ветхозаветных праведников, которые получили спасение по вере в грядущего Спасителя.

Первое из этих воскресений называется Неделей праотец.

Праотцы - разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианскою Церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.

Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся, прежде всего ветхозаветные патриархи.

Второе такое воскресенье называется Неделей святых отец и посвящается памяти предков Христа по плоти, принадлежавшие роду, из которого вышел Спаситель. В 1главе Евангелия от Матфея описывается родословие Иисуса Христа, начиная от Адама, с длинным перечислением 76 имён, которые мы слышим за Литургией в предрождественское воскресенье - в неделю святых отец.

Почему мы их вспоминаем?

Потому что хотя в каждом из них, как и в любом человеке, как и в нас, действовал грех, но в то же время они жили ожиданием пришествия Спасителя, Мессии, Избавителя, и эта главная идея, как генеральная линия (устремленности) их жизни была для них путеводной звездой. Они согрешали, потому что в те времена у них не было возможности приобщиться к полноте благодати Божией, как мы сейчас приобщаемся, но, тем не менее, умели и каяться в своих грехах, и оплакивать их по-настоящему. Они ждали Христа-Спасителя, ждали прощения своих грехов и хотя и заблуждались на этом пути, но все-таки главным для них было это ожидание, которое передавалось из рода в род и особенно началось с Авраама, которому Бог сказал: «...И благословятся в тебе (в семени твоем) все племена земные» (Быт. 12: 3).

Чем же для нас является праздник Рождества Христова?

Это не просто одно из событий в мировой истории. Для нашего, христианского мира Рождество Христово стало не только исторической вехой новозаветного летоисчисления времени, но оно имеет непреходящий, душеспасительный смысл для каждого человека и для всех людей. Именно в нём сокрыта тайна Боговоплощения, будущего Искупления, Воскресения и Спасения рода человеческого, с возможностью верным, наследовать Царство Небесное.

Бог стал истинным человеком, не переставая быть Богом, для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти, тяготевших над человечеством после грехопадения наших прародителей. И подобно тому, как Боговоплощение навсегда запечатлено в истории человечества, как сказано в Евангелии: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14), так и неистребимый образ Божий присутствует в каждом из нас, но призванный к наследию жизни вечной, достижимой при условии правой веры, богоугодной церковной жизни с возрастанием в любви.

Цель и смыслы Рождественского поста

Цель поста - овладение собой и победа над страстями плоти; освобождение себя от зависимости этому миру, чтобы сосредоточиться на Царстве Божием; укрепление души против искушения и греха.

По словам св. Серафима Саровского, пост является незаменимым средством приобретения плодов Святого Духа в жизни человека, и Сам Иисус Христос учил, что некоторые формы зла не могут быть побеждены без него (см. Мф. 17:21).

Рождественский пост — служит для нас к освящению последней (зимней) части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью (слабостью) плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды урожая дарованного Богом в завершении прожитого года, как дар благодарности Ему от нас.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово (Богомладенца Христа) от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся затем Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое (от греховной скверны) сердце и желание следовать Его примеру и учению.

  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 137
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]