Великая агиасма
Архимандрит Макарий   18.01.2016

Вода занимает важное место в нашем бытии. Это один из элементов мироздания, как об этом повествуется в Священном Писании. Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1:6). И в третий день изрек Творческий Глагол: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:9-10).

Являясь жизненно необходимой в повседневной жизни, вода имеет более высокое значение, ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Современник пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4 Цар. 5: 14). Об этом же говорится в Евангелие от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот, где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5: 4). В купальне Силоам по слову Христа Спасителя, исцелившись, прозрел слепорожденный (Ин. 9: 2).

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью 19 января в праздник Крещения Господня. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...».

В этот праздник в православных храмах совершается Чин освящения воды. Церковь молится: «Сотвори ю (ее) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «агиасма», т.е. великая святыня.

В отличие от великого освящения воды имеется ещё малое, совершаемое в обычные дни на молебнах, оно несколько короче. Освящается также вода при совершении Таинства Крещения. Священник Павел Флоренский говорит о всех трех освящениях: «Обратите внимание, что в чинопоследованиях Водосвятия – великого и малого, и крещального освящение слагается из двух различных действий: из очищения воды от нечистоты, греховности, скверны и тёмных сил и из облагодатствования её, то есть сообщения ей духовных энергий».

Кроме того, с именем многих русских святых связано изведение святых источников, к которым шли люди как к большой святыне. Описывая время преподобного Сергия Радонежского, замечательный русский историк В.О. Ключевский говорит: «Пятьдесят лет делал своё тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной росы».

Действительно, в обиходе русского человека святая вода занимала большое место. Это можно показать также на примере жития канонизованного в 1988 году святителя Макария, митрополита Московского. В 1528 году, ещё будучи Новгородским архиепископом, он посылает иеромонаха Илию в северные пределы своей епархии с проповедью Евангелия. При этом он повелевает уничтожать языческие капища и кропить всё святой водой. В 1551 году, когда обнаружились различные болезни в Свияжском гарнизоне под Казанью, а также распространились плотские грехи, то он посылает туда священника с обличительным посланием, призывая всех к покаянию, и повелевает всех кропить святой водой.

Подобное осознание значимости святой воды, как великой святыни, и благоговейное отношение к святой воде было характерно в Древней Руси для каждого христианина. Об этом мы узнаём из книги «Домострой», написанной современником Святителя Макария священником Благовещенского собора – Сильвестром. Он опишет: «Если Бог пошлет на него болезнь или какое страдание, – врачеваться ему Божьею милостью да слезами, да молитвою, да постом, да милостынею, да искренним покаянием... И отцов духовных подвигнуть на моление Богу: петь молитвы, воду святить с честных крестов и со святых мощей...».

Эти реалии весьма актуальны в наши дни, когда с одной стороны эти традиции утрачены, а с другой стороны так интенсивно пропагандируется в нашей прессе магия, восхваляются экстрасенсы, последние «заряжают» газеты, воду и пр. Поэтому мы чаще должны прибегать к благодатному освящению через действие святой воды.

Обычно верующими людьми более ценится крещенская вода. Ее по утрам, после прочтения утренних молитв, испивает православный человек и съедает кусочек просфоры, чтобы затем, благословясь, начать грядущий день. В районах, где нет храмов, верующие люди стремятся хотя бы таким образом, т. е. через святую воду, прикоснуться к святыне, не имея возможности принять Святое Причастие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально трудно объяснимых греховных влечениях, неожиданных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и прочем. Необходимо чаще кропить святой водой и свое жилище. Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать противостоять действию бесовской силы в самых различных формах ее проявления. Это хорошо знали и наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо постепенно возвращаться.


Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды

  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 518
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]