Прот. Анатолий Малинин

Великий Пост подходит к концу. Приближается самый большой праздник в нашей православной церкви - Пасха Христова и люди постепенно приготавливаются к этому великому празднику. Но за неделю до Пасхи наша церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник как бы в тени находится. Он как-то незаметно придет, отпразднуем его как-то, и также незаметно пройдет.

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

В старинном рассказе есть описание того впечатления, которое испытал мальчик во время всенощного праздничного бдения. Приведу небольшой отрывок.

"Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке.

И вот мальчик с матерью в церкви. Какая радость! "Мама, когда же зажгут свечки?",- спрашивает мальчик, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же, как и все большие, стоит со свечкой, и сердце прыгает от волнения".

Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос, Царь и идет на смерть добровольно.

Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников своих, сказав: "идите в селение, которое прямо перед вами, там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился, отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу". Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него, и торжественное шествие двинулось.

Христос едет не на боевом коне, а на животном, представляющем символ мiра.

Надменные язычники, если бы увидели это скромное шествие, крайне насмеялись бы над ним, как они и действительно издевались над повествованием о Нем, но апостолы вспоминали, что в Нем исполнилось пророчество Захарии: "Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9. 9). Во время этого шествия народ своими верхними одеждами устилал Ему путь, срывал и срезывал ветки смоковниц, оливковых и каштановых дерев и бросал их пред Ним. Затем в порыве восторга ученики, также в руках держа ветки дерев, воскликнули: "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" Народ подхватил этот радостный клик, в толпе разносилась молва о том, как Он воскресил Лазаря из мертвых. Шествие поднялось на гору Елеонскую. С этой горы открылся великолепный вид на город Иерусалим. Иерусалимский храм с пристройками особенно выделялся среди строений города своими золочеными кровлями и мраморными башенками. И все это представлялось дивным зрелищем.

Иерусалим в то время с своей "царственной мантией гордых башен" считался одним из чудес мира. Но Христос, посмотрев на город, исполнился глубокой печали, что даже заплакал. Странное шествие. Народ, сопровождавший Христа, ликовал от радости, а виновник торжества плакал. Христос оплакивал гибель города и поражение Израильского народа, о чем предсказал: "о, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего" (Лук.19.42-44). Пророчество Иисуса спустя пятьдесят лет исполнилось со всей суровостью и со всем ужасом.

В 70-м году по Рождестве Христове израильтяне подняли восстание против римлян. Это восстание было жестоко подавлено. Тит, который руководил римскими войсками при взятии Иерусалима, не хотел губить храма, даже делал всевозможные попытки спасти его, но был вынужден оставить вместо него кучу пепла. Он не хотел быть жестоким к жителям, но смертельный фанатизм их сопротивления совершенно подавил в нем всякое желание щадить их. Римляне после жестокого подавления восстания сотнями распинали иудеев, тысячами выставляли в амфитеатрах и бесчисленными массами продавали в рабство.

Все это Христос предвидел, и потому плакал. Когда Иисус оплакивал город и произносил Свое пророчество над ним, шествие приостановилось. Многие жители Иерусалима, а также паломники, приехавшие из разных стран на праздник еврейской Пасхи, услышали, что великий Пророк и Чудотворец Иисус приближается к Иерусалиму, вышли навстречу также с ветками в руках. И когда встретились эти две народные волны, одна сопровождавшая Его из Вифании и другая, вышедшая навстречу к Иисусу из Иерусалима, то Он оказался в середине народной массы, которая шла впереди и сзади, крича "осанна" и приветствуя его ветвями до самых ворот Иерусалима. Среди толпы было несколько фарисеев, которых раздражал восторг народа и они обратились ко Христу, говоря: "Учитель, запрети ученикам Твоим" (Лук. 19. 39).

Фарисеи, не признавая в Иисусе Христе Мессию, были возмущены таким торжественным шествием Христа и такими приветствиями от народа, и они сетовали между собою: что означают эти мессианские крики и царские титулы? Разве они не опасны, разве пристойны? Зачем Он допускает их? Но Христос не хотел останавливать эти торжественные возгласы. Он сказал в ответ фарисеям: "Если они (то есть, люди) умолкнут, то камни возопиют" (Лук. 19.40). Фарисеи чувствовали, что они бессильны остановить прилив народного восторга. Когда шествие приблизилось к городским стенам, то весь город объят был необычайным волнением и тревогой. И как говорит предание. Тогда же чудесно отверзлись и уста детей, сосущих груди матерей своих, согласно написанному: "из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу" (Мф. 21. 16). Жители города, видя это торжественное шествие, спрашивали: "Кто это?" Народ отвечал: "Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского" и рассказывали при этом, что Он воскресил Лазаря в Вифании.

Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: "написано - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, - а вы сделали его вертепом разбойников". Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: "осанны Сыну Давидову!" Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: "слышишь ли, что они говорят?" Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. (Пс. 8. 3).

В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. "О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете "осанна", а через несколько дней вы будете кричать: "Распни, распни!" Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!"

В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: "Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня".

Знаки победы жизни над смертью - это, разумеется, ветки вербы, подобно иудеям, которые приветствовали Христа пальмовыми ветками. Во время богослужения ветки вербы освящаются святой водой и разносятся по домам, как освященные. Благочестивые христиане обыкновенно хранят освященные вербы в течение целого года, украшая ими в своих домах святые иконы. В некоторых местностях существует благочестивое обыкновение влагать освященные вербы в руки умерших, в знамения того, что они, по вере во Христа, победят смерть и, воскресши по зову трубы архангела, во время второго пришествия Христа, с освященными вербами изыдут из могил на встречу Спасителю.

Наш простой народ освященной вербе придавал особую силу: ею крестьянин наш старался оградить себя и своих домашних от болезней. Ею же он старался предохранить свой домашний скот от всякого рода болезней, от порчи, от хищного зверя, от злых людей и злых духов. Когда в первый раз выгоняли скотину в поле, это обычно бывало в день празднования Великомученика и Победоносца Георгия, тогда в этот день крестьяне брали хранившуюся в продолжении года вербу, обмакивали ее в святой воде и окропляли затем ею домашний скот, собранный во дворе. И с вербой в руках провожали скотину в поле на пастбище, а затем эту вербу втыкали в ворота или двери скотного хлева с тем, чтобы скот шел прямо домой, а также для того, чтобы предохранить его от всего плохого.

Таким образом, освященная верба в праздник Входа Господня в Иерусалим играла в жизни нашего народа весьма важную роль. Во всех этих обычаях и обрядах можно видеть выражение веры русского православного крестьянина в силу и действенность церковного освящения. Наши предки в основу своей жизни полагали веру в Бога и в Его святые заповеди, а их жизнь была тесно связана с церковной жизнью. Наша Русская Православная Церковь создала святую Русь и воспитала наших лучших соотечественников. В настоящее время, когда в стране все не стабильно, происходит разброд умов и поиски духовности, нужно вернуться к вере наших отцов, познать Православие во всей его красоте и величии и положить его в основу своей жизни.


Спасибо: pravmir.ru