О жизни отца Иоанна Кронштадтского во Христе и его любви к детям
Протоиерей Александр Зелененко   25.11.2014

О жизни отца Иоанна во Христе

Главным средоточием жизни отца Иоанна был Христос и пламенная любовь к Нему, вечно живому: «Тобою, Господи, живу, Тобою дышу, вижу, слышу, осязаю, обоняю. Тобою мыслю, чувствую, воображаю, радуюсь, памятую, упокоеваюсь, каюсь, очищаюсь, укрепляюсь, исцеляюсь, просвещаюсь, избавляюсь от врагов видимых и невидимых, торжествую победы над страстями льстивыми и губительными. Тобою и Тебя исповедаю, прославляю, благодарю, люблю ... С Тобою умру и с Тобою уповаю воскреснуть от мертвых и жить с Тобою и в Тебе во веки бесконечные». 1 «Без Христа суетно все образование», - утверждает праведный Иоанн Кронштадтский. 2 В основе всякого человеческого учения и дела, должно быть Евангельское Учение Христа, которое проливает Свет Божественной Истины на все человеческие дела, пути и творчество. «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5) -эти слова Божии не просто истина, они отражают абсолютный духовный закон жизни и творения добра.

Детская душа, по учению отца Иоанна, это живая Божия красота

Любовь к детям отец Иоанн ставил краеугольным камнем деятельности педагога, камнем, который столь часто отвергался и отвергается в современных, так называемых технологиях светской педагогической науки и деятельности. Известны такие его слова, обращенные к ученикам гимназии, где он преподавал: «Вы дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе. Духовная кровь моя - наставления мои, текут в жилах ваших. Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своем и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовные чада мои. Вы дети мои, потому что я действительно, как священник, отец, и вы называете меня батюшкою». 3

О неземной, равноангельской любви отца Иоанна к детям

В отце Иоанне жила какая-то неземная, ангелаподобная любовь к детям, которая вдохновляла его и двигала весь учебно-воспитательный процесс. То был особый благодатный Божий дар, взгретый им настолько, что и в последующие годы, уже оставив учительскую деятельность, он часто исцелял больных деток илой своей любви и молитвой, непрестанно благословляя и наставляя их в вере. Сколько раз он плакал над больными детьми, особенно если они были больны духовно! Один раз с великой скорбью и состраданием он ласкал глубоко душевно больного мальчика, а однажды в госпитале он бросился целовать тяжелобольную девочку, стоя на коленях перед её кроватью. «Милое дитя, тебе не больно? Страдалица ты моя!» - причитал батюшка. 4

О строгости отца Иоанна к проступкам и нерадивости учащихся

Тем не менее, бывал он иногда и резким. Так, одного 16-летнего мальчика, крайне ленивого и нравственно-испорченного, вслух, при всём классе усомнившегося в Божестве Святого Духа, о. Иоанн резко и строго назвал безбожником и изувером, но ответил на его дерзкий вопрос, а потом вызвал на отдельную беседу, после которой мальчик почувствовал себя обновленным и укреплённым духом.

Был случай, когда «одна барыня жаловалась дорогому батюшке на упадок в религиозно-нравственном воспитании своих детей. А батюшка-то, на неё даже разгневался ....» Учителя их, говорит барыня, учили всему, что надо, чтобы на экзаменах могли отвечать и быть умными. «Скажи лучше: не учили, а долбили, поправил ее батюшка. Долбежка духовной науки, говорит, у них с тем же чувством шла, с каким они выучивали арифметику и все прочее. Ну а ты-то, спрашивает ее батюшка, за сердцами их ухаживала ли? Направляла их так, чтобы они, помимо людского одобрения, еще и Божьего одобрения достигали?» «Внушала по силе, отвечала барыня, да ведь в сердце своего ребенка двери не найдешь». «Не нашла в их сердца дверей, так вот и получай, вместо людей, зверей» - высказал ей батюшка. «Забыла, говорит, ты, что пример роду человеческому показан Господом на птичьем роде. У птиц родится сперва яйцо. Ежели это яйцо не пробудет положенное время в материнском тепле, то оно, так и останется только бездушной вещью. Так и у людей. Рожденный ребенок, что яйцо: с зародышем, говорит, к жизни земной, но бездушен к процветанию во Христе. Которого ребенка не прогрели родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется, мертв духом для Бога и добрых дел. Из таких то вот не прогретых любовью и духовным уходом ребят и происходят в мире те самые поколения, из которых князь мира сего вербует свои полки против Бога и святой Церкви Его …». 4



1 Полное собрание сочинений (далее ПСС) прот. Иоанна Ильича Сергиева . Т. 3. СПб., Издательство Л.С. Яковлевой. 1994. С. 143-14..

2Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. М., 1997. С. 90-91

3ПСС. т. 4-5 (сдвоенный). т. 5. с. 379.

4 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. - М.-СПб., «Диоптра», 2002. С. 572.

5 Стрижев А.Н. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского. Сборник: Школа православного воспитания. М., 1999, С. 228-229; Далее: Стрижев А.Н.

Продолжение

  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 791
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]