Основная цель воспитания ребенка
Протоиерей Александр Зелененко   08.10.2014

Вопрос понимания цели воспитания очень важен, поскольку без знания её как главного ориентира, теряется верная направленность и целеустремленность педагогического процесса. Без знания цели, невозможно понимание сущности и смысла воспитания, его последовательности, полноценности, этапов и конечного результата.

Воспитание вообще как таковое имеет место быть в том случае, когда процесс становления личности носит управляемый, контролируемый характер, когда люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихий­но, а в соответствии с определенной целью и вытекающими из неё задачами.

Осознание истинной цели воспитания имеет принципиальное значение, в этом ошибаться опасно, а экспериментировать недопустимо. Цель воспитания тесно связана с целью жизни человека и подчинена ей, как меньшее большему, как часть целому, соотносясь с нею как предъизображение (эскиз, в иконогра­фии - прорись) изображения (картине, или иконе). Ибо временем и характером воспитания, как процессом становления и предуготовления человека к будущей самостоятельной (семейной и общественной), а затем и к вечной жизни, задаётся направление всей последующей жизни. Будет ли она христоустремленна, бого­угодна и ориентирована на христианские ценности и цели или же будет более самоугодна и пойдёт в удаление от Бога.

Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались, одевались, ни в чём не нуждались и выросли здоровыми. Другие роди­тели стараются более всего дать детям хорошее интеллектуальное образование. Третьи прилагают особые усилия, чтобы развить в детях таланты, способности и природные дарования.

У православных христиан не это должно быть первой и основной целью воспитания. Христиане, прежде всего и более всего, должны заботиться о том чтобы дети выросли непоколебимыми в христианской вере, верными чадами Божьими, живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (см. Гал. 4:19), чтобы более всего в земной жизни они предпочли и возлюбили Бога, а затем «ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22:37-40), а целью своей жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, имели «стяжание» (преумножение) Святаго Духа Божьего» во спасение души.

Кратко и ясно о цели христианского воспитания в XIX веке писал архи­епископ Могилёвский Евсевий: «Воспитание для земли и воспитание для неба нераздельно связаны между собою ...», как двуединая цель христианской педа­гогики. «Как член гражданского общества человек должен возрастать для круга общественной деятельности, к которой Бог призывает его; а как предназначен­ный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды ... Главного и последнего нашего назначения мы можем достигнуть только верным исполнением Евангельской правды, повседневных наших обязанностей в настоящей жизни по мере дарованных нам сил» 1.

Цель воспитания двуедина - воспитать целостную, всесторонне развитую личность способную через благочестивую земную жизнь достичь вечной жизни с Господом.

Воспитание всесторонне развитой личности имеет несколько уровней:

- духовный или религиозный - воспитание христианина в семье и церков­ной среде;

- нравственный - воспитание семьянина, через уклад семейной жизни, несущей в себе большой духовно-нравственный потенциал при наличии у до­мочадцев любви к Богу, Церкви, друг другу, к людям, Отечеству, с его национально-культурными особенностями, к окружающему природному миру, к своей профессиональной деятельности;

- патриотический - воспитание гражданина-патриота, воина-защитника, любящего свой народ и своё Отечество;

- национальный - воспитание согласно этнической принадлежности;

- культурный - воспитание в соответствии с культурно-историческим наследием;

- эстетический - воспитание чувства красоты и гармонии;

- интеллектуальный - воспитание доброго ума и рассудительности;

- трудовой - воспитание трудолюбия и профессиональных качеств;

- физический - воспитание тела и необходимых для жизнедеятельности качеств (силы, выносливости, координации и пр.).

Воспитание цельной, духовно-нравственной и всесторонне развитой личности осуществимо только при сотрудничестве семьи, школы, Церкви и государства. Если родители, педагоги и пастыри достигнут этого единства и воспитают детей достойными чадами родителей, Бога, Церкви и Отечества, то все остальное приложится, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди (см. Мф. 6:33).



1 Демков М. И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. М., 1898, c.178

  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 642
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]