Мотивы и принципы обучения
Протоиерей Александр Зелененко   07.10.2016

Мотивы обучения

Всякая человеческая деятельность должна иметь верную, душеспасительную мотивацию, сознательную осмысленность и целеустремленность. Без этого она становится бесцельной, бессмысленной и хаотичной – не приносящей доброго плода.

Мотив – есть исходное побуждение человека к деятельности, от которого зависит её осмысленность, направленность, характер, содержание и будущий результат, как плод данной деятельности. Мотив придаёт деятельности человека некую изначальную заданность, которая м. б. верная и душеспасительная, а может быть малоплодная, бесплодная и даже пагубная.

Пример пагубной мотивации – история прародителей в раю.

Гордостный мотив – желание стать как боги, помимо Бога, Его заповеди и воли (по научению диавола), оказался ложным, противоречащим воле Божьей и приведшим не только их, но и всё человечество к тяжким последствиям – духовной катастрофе: потере рая и единства с Богом, телесного бессмертия, к многим болезням, скорбям, страданиям временным и вечным.

Пример душеспасительной мотивации – это всё, свершаемое Господом.

Любовь Божия (и Его безмерное милосердие) к страдающему в следствии первородного греха (и лавине греха человеческого, в котором утонуло допотопное человечество и подверглось вечным в аду мучениям), низвела на землю нашего Спасителя и Искупителя Господа нашего Иисуса Христа.

Мотивы у разной человеческой деятельности и у разных людей могут быть разными…

Пример с выбором работы

Я иду на эту работу потому что:

1. Выгодно – сокращённый (или ненормированный) раб. день, сам себе хозяин; когда хочешь приходишь, когда хочешь уходишь, не перед кем не отчитываешься; работа не пыльная и не потная, солидно платят…

2. Престижно, - хоть и не имею высшего образования, но буду помощником депутата, что даст мне много льгот и повысит соц. статус.

3. Интересно – я всегда мечтал о такой работе; мне она по душе, потому что у меня она как хобби; я всегда занимался этим с большим интересом (человек стал лесником; дизайнером; тренером; барменом; водителем и т. д.)

4. Спасительно – это сфера общения, воспитатель в детском саду, преподаватель в обычной или В/школе; или врачебная деятельность… Это может быть военный человек, пожарник, лётчик, пограничник и т. д. Человек говорит: я люблю людей, помогать и защищать их, доставлять им радость; приводить их к познанию истины, открывать им законы духовной жизни, научать их жить по любви и по совести…

Существуют различные мотивационные установки:
- при выборе имени ребёнка
:
а) По многовековой церковной традиции, согласно святцам;
б) По семейно-родовой традиции, нарекать именами особо почитаемых родных (живых или усопших).
в) По обету, данному Богу, святым или кому-то.
г) По благозвучию имени, очень нравится.
д) По моде на имена или редкостности и т.д.

- при крещении человека
Часто приходится слышать: Я крещусь потому что:
✦ у меня в семье все крещены, кроме меня;
✦ мы же русские люди, значит д. б. крещёнными;
✦ с меня мать, умирая, взяла слово, что я крещусь;
✦ хочу быть под защитой у Бога;
✦ не хочу, чтобы меня как собаку похоронили без отпевания;
✦ что бы иметь ангела-хранителя;
✦ решили повенчаться, а я не крещён;
✦ мне предстоит серьёзная операция…
✦ меня забирают в армию, не ровен час… всякое может случится
✦ мне одна женщина (экстрасенс, целительница, астролог) посоветовала, иначе мне к ней на приём не попасть… и т. д. до абсурда…

Редкостное явление теперь, что бы человек имел верную мотивацию - при крещении – крестился от веры и любви к Богу, из послушания заповеди о крещении: «Я крещусь, что бы исполнить волю Божию, Его повеление: «Всякому человеку, приходящему в мир, должно родиться свыше, от воды и Духа» (Ин. 3:5) (Слова из тайной, ночной беседы Спасителя с Никодимом);

- при венчании и вступлении в брак;

- при характере воспитания
(кого и каким мы хотим видеть своего ребёнка).

А т. к. вся наша жизнь есть непрестанный выбор, то ему всегда сопутствует какой-то мотив, в том числе и при обучении…

В нашем с вами случае мотивация – это двигатель учебной деятельности, на благо вашего воцерковления и будущего (куда Бог поставит и священник определит) служения. Ибо человек, да ещё член Церкви – служебное существо, подобно ангелам – служебным Богу духам.

Например: Если человек намерен основательно освоить богословские дисциплины, хорошо пройти аттестации, (не сдать и забыть навсегда), а основательно подготовиться и держать экзамен, то сможет ли он достичь этого, не беря соответствующих книг в библиотеке? Не просиживая часами и часто за полночь? Или хочет написать добротный реферат, курсовую выпускную работу, не обращаясь к литературным источникам, не беседуя с опытными людьми?

Всмотримся в мотивы нашего обучения

Ради чего я пришёл и хочу учиться?

От мотивационной установки во многом будет зависеть наше обучение: его характер, направленность, (духовное) содержание и конечный результат, как плод деятельности.

Мотивационная установка это:
✦ как старт, от качества которого будет зависеть и результат на финише;
✦ как завязь, предваряющая плод;
✦ это тот первоначальный импульс, который задает тон всей последующей деятельности.
Как важен регентский тон перед пением, задающий тон пению хора, и когда он задается неверно, то страдает и пение, так и важна верная мотивация к деятельности, которая может носить самоугодный или богоугодный характер.

Важно откорректировать наши мотивы, дабы избежать подпитки самоугодных установок в обучении, иначе учеба, и получаемые знания приведут к самомнению и надмению перед другими людьми, что будет признаком гордостного фарисейства, которое может вмениться нам в осуждение: «бойтесь, ибо знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8: 1-3). Знание высоко искусительно и прельстительно, и об этом нам свидетельствует Священная История. Именно знанием были искушены и соблазнены наши прародители в раю: «вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5)

Умственная способность – царственная способность в человеке, господствующая над другими, (а их около 15, и она как «генерал перед солдатами»), а гордость, есть царственная страсть в человеке, превыше прочих страстей (как «ствол и ветви» их соотношение). И когда в человеке сильно доминирует интеллектуальный- рассудочный ум, - гордоумие (вместо духовного разума со скромномыслием о себе), и выражен гордый нрав, - гордонравие (вместо кротости и тихости нрава), то такой человек становиться невыносимым в семье, в общении с другими и в обществе…

Мотивы обучения

1. Я учусь для себя
А для чего? -
потому что я хочу:
- знать больше,
- знать лучше;
- я хочу упорядочить и систематизировать свои знания.
✦ Здесь речь только о себе и своем желании – гл. мотив – «я хочу».

2. Я учусь для себя
А для чего?
- Чтобы уметь: объяснять и наставлять других; (в семье, среди родственников, соседей и сотрудников)
- чтобы преподавать и передать другим полученное знание.
✦ Здесь слышится желание помогать и наставлять других; но ради кого и чего? Ради других…, нет, оказывается - ради самореализации и самоутверждения; а значит «себя ради».

3. Я учусь для того, чтобы принести затем благо ближним и особенно детям, не ведающим Бога, чтобы они становились благонравней.
✦ В этом мотиве более слышится – благо ближним.

4. Я учусь с целью послужить чем и как смогу Богу, нашей Церкви и людям во славу Божию, что бы в Отечестве нашем было лучше.
✦ А здесь человек думает и сердцем печется о высшем благе: о славе Божьей, благе Церкви, Отечестве и ближних – своих соотечественниках.

Какие из этих 4-х мотивационных установок имеют самоугодный характер, а какие богоугодный?

Конечно, у одного человека одновременно могут присутствовать все перечисленные мотивы, но какие-то из них более выраженные – доминантные или господствующие, а другие второстепенные, чуть слышимые, с трудом уловимые, но так же имеющиеся.

Принципы обучения

Принцип рассудительности

Рассудительность есть высокое добродетельное свойство - в духе рассуждающего человеческого ума, опирающегося на совесть, знание веры (Закон Божий), личный и святоотеческий опыт, при стремлении к богоугождению.

Плод рассудительности – благоразумие – когда в духе принимаемое решение, в духе совершается спасительный выбор и путь.

Антоним рассудительности – безрассудство, которое извращает всякую добродетель, даже любовь.

Принцип мерности

Мерность – душа поста, ученья и всякого дела. Без рассудительности мерность не достижима!

Мерность полезна всем и во всем; но у каждого своя мера.

Мерность – залог здоровья физического, душевного и духовного; в мерности всегда чувствуется рассудительность и смиренномудрие.

Рассудительная мерность уберегает нас от т. н. «ревности не по разуму», а иногда и «ревности не по силам», через что враг нас легко склоняет на свою волю и посрамляет.

Принцип послушания

Послушание – по-следование услышанному, т.е. от слышания нужды Святой Церкви, народа Божьего, получив пастырское благословение, а не по самочинию.

Воля и благословение Божие превыше и значимее собственных желаний.

Все виды духовного просвещения и образования д.б. направлены на воспитание, становление и вызревание личности христианина.

Принцип сообразования в духовной жизни

Со–образование означает согласие (единодушие) или соответствие кому-то, и чему-то, с кем-то или с чем-то, т. е. с предметом сообразования.

Принцип сообразования – универсальный, раскрывается в иерархической последовательности:

1 - Сообразования с Господом: Его волей, Заповедями и Божественным Промыслом;
2 - с Церковью: Ее правилами, духом и жизнью;
3 - с пастырским благословением;
4 - с собственным д/нр. состоянием, дарованиями, должествованиями, жизненным и проф. призванием;
5 - с образовательным уровнем и мерой вашей нагрузки;
6 - с требованиями учебного процесса, с тем, что будут аттестации, общественные дела и поручения...

Принцип целеустремленности

Не знающий или не ставящий перед собой конкретной цели, как правило, её не достигает. Знание же цели и устремлённость к ней - залог успеха и завершения курса обучения.

Принцип иерархического единства

В процессе обучения есть предметы первостепенной значимости - основополагающие, а есть их дополняющие.

Два примера иерархической соподчиненности:

1) Догматика, Каноническое право, Нравственное богословие, Аскетика, Педагогика, Психология, Физиология, Анатомия и т.д.

2) Догматы неизменны и непреложны, каноны обязательны, но не как догматы, правила или принципы желательны, а средства, методы и приёмы могут быть произвольными.

Принцип нравственной ответственности

Ответственность – это ответ человека на призывающую благодать Божию. Ответственность – мера духовной зрелости.

Безответственность – отпадение от нравственной нормы в отношениях, поведении, жизни; отказ от несения жизненного креста.

Составил прот. Александр Зелененко для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 238
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]