О сокровенной жизни во Христе
Протоиерей Александр Зелененко   13.12.2011

Духовная жизнь человека живущего во Христе и лоне Церкви, по-преимуществу - жизнь внутренняя, протекающая в глубинах души, в недрах человеческого духа и имеет личностно-сокровенный характер в непрестанном Богообщении и Богопознании.

Каждое священное событие, переживаемое нами в годовом богослужебном круге Церкви, имеет идейно-смысловую направленность и содержание. Приближающееся событие Рождества Христова, переживаемое вновь и вновь нами в духе, не состоит лишь из одного умственного воспоминания.

Истинное празднование этого события и переживания в духе, говорит о том, что Он должен родиться не в одном Вифлееме, а и в сердцах наших, как говорит об этом апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Подобным образом болезновал он и о галатских христианах, «… для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4:19).

Спаситель наш может и должен в нас духовно зачинаться, рождаться, креститься, преображаться, умудрять нас и умирать за нас и воскресать в нас и для нас, с всё возрастающей глубиной и силой, и нашей ответной любовью к Нему с непрестанным возрастанием в её качестве и силе.

Вот что должно произойти, но по-своему, в жизни каждого из нас.

Всю жизнь Христа от рождения до вознесения мы должны пройти в духе, чтобы достигнуть блаженства вечного и пребывания в Его лицезрении, Богообщении и прославлении.

«Я есть путь…», говорит Сам Христос (Ин. 14:6), указывая этим единственный путь к цели нашего бытия - к Богу. Путь этот – Христос, жизнь в Нем и с Ним, жизнь Его в душах наших.

Прежде всего, Христос должен родиться в глубине души, в тайниках нашего духа. Но для этого внутри нашего «я» должна наступить невозмутимая, благостная тишина (характерная душе после покаяния, всепрощения и примирения), святой Вифлеемской ночи.

Непорочная чистота Пресвятой Девы должна стать уделом нашей души (попостившейся и целомудренно-настроенной на встречу с Богомладенцем), собирающейся родить в себе, в своих недрах - Христа.

Дух Святой преизобильно в святые дни праздника Рождества Христова должен прийти и осенить её. В глубине благоговейно-трепетной души должны быть приготовлены ясли полного смирения: «я - раба Господня; да будет мне по глаголу Твоему» (Лк. 1:38). Когда все это совершится, раздастся в нашей душе ангельское славословие, и родится долгожданный Богомладенец - Христос.

Тихо будет лежать он в яслях умиротворенного духа, и преклонится перед Ним и вера наша в образе пастырей и мудрость знания, в образе волхвов, и смиренно сложит мудрость наша, эмблемы обретённого прежде знания, к колыбели родившегося Христа.

И тихо будет возрастать в душе нашей Христос, ничего не давая о Себе знать, кроме постепенно возрастающей вместе с Ним тишины, благости и любви к Нему, Божьему миру и людям.

Достигнув отроческого возраста, войдет Христос в храм духа нашего, и вступит там, в мудрую беседу с «учителями и книжниками», то есть со всем тем земным и плотским мудрованием нашим, что приобрели мы в прежней жизни до веры и рождения в нас Христа.

И поразится дух наш глубине учения Божественного Отрока, и преклонятся пред Ним прежние знания, и жизненный опыт до Христа. И снова скроется Христос в душе, предоставив нам самим питать и растить Его в тайниках нашего духа, пока не достигнет Он полного возраста, пока «не придет час Его» (Ин. 2:4) - выхода на общественное служение с призывом к покаянию, исправлению, вере и любви.

После чего сотворит Он в нас первое чудо - претворение воды в вино, то есть одухотворение и преображения нашего естества деятельным началом любви Божественного учения.

С этого момента Христос начнет в духе нашем Свою спасительную проповедь, сопровождая ее рядом изумительных чудес. Раздастся в глубине нашего духа Его Нагорная проповедь, откроются очи наши, как очи слепорожденного, изгонит Он из нас легион бесов в образе бесчисленных прегрешений наших, удалит торгующих из храма, - очистит дух наш от помыслов страстных и суетных. Он грозно обличит мудрования ума человеческого и узкое толкование Его благостного учения, как некогда обличил Он книжников и фарисеев.

Одна за другою будут раскрываться перед нами притчи Спасителя в их глубоком сокровенном значении, а потом скажет нам Христос: «… вам дано разуметь тайны Царствия Небесного…» (ср. Мф. 13:11), и наступит для нас тайная ночная беседа духа нашего со Христом; и как некогда Никодиму, откроет нам Христос сокровенные глубины Своего учения (см. Ин. 3:1-15).

И в тайниках духа нашего преобразится Христос, и увидим мы духом, как просветятся ризы Христовы «как снег» (ср. Мф. 17:2), и рядом со Христом увидим и распознаем мы во образе Илии и Моисея сокровенные тайны ветхозаветного учения и поймем смысл пророческих слов и Новозаветных обетований, раскрытых перед нами в сиянии преобразившегося Христа.

И свяжем в одно неразрывное целое всё, ради нас и нашего спасения бывшее: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную сидение, Церкви устроение, Второе славное Пришествие и Воздаяние.

И скажет наше человеческое начало, пораженное величием картины, пред нами раскрывшейся: «я хочу остаться «здесь» и «построить три кущи» (ср. Мф. 17: 4), и пребывать в вечном общении с Тобой, Господи».

Но надо не то. Надо вернуться в жизнь и «молчать о происшедшем до времени» (ср. Мф. 17: 9), как велел Христос ученикам, и, впитав духом дивное видение преображенного Христа, нести миру то, что открылось духу нашему в эти светлые мгновения сокровенного духовного переживания.

И посетит нас Господь в Духе, как посетил Марфу и Марию. И человеческое в образе Марфы будет заботливо служить Ему, а дух в виде Марии будет сидеть у ног Его, внимая Его благостному учению, и никогда «не отнимется от него благая часть» (ср. Лк. 10:42).

И приступят к Нему в душе нашей книжники и фарисеи, искушая Его. И будут ставить они всевозможные сложные вопросы, и отойдут от Него, посрамленные простотою Его ответов и ясностью духовного смысла сокрытого в них. То будут мудрования человеческого разума, требования человеческого начала, восстающего на дух просветленный. Но не устоять им против гласа и силы Христа, живущего в нас.

И умрет человеческое, как умер Лазарь, и воскресит его Христос. И отвалят по слову Его камень от гроба, камень плоти человеческой, и воззовет Христос к духу нашему: «Лазарь, гряди вон» (Ин. 11:43), и выйдем мы из гроба плоти нашей, воскрешенные Духом, получившие благодать Христа, и просветлеет в нас человеческое начало, и заговорим мы духом, и через нас будет говорить Христос, обитающий в нас.

Но и одухотворенное человеческое по примеру Христа будет распято в нас, как был распят Иисус. И будет оно страдать, искупая свои грехи пречистою Кровью Спасителя, и в духе нашем будет ликовать Христос, побеждающий грех, смерть и тление. И умрет на Кресте человеческое, и воскресит его Христос и выведет из гроба, но выведет не в мир, как при первом воскресении наподобие Лазаря, а в царство вечного света сияющей Истины, в Царство Небесное, куда вошел Сам Христос по Своем Воскресении и Вознесении.

  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 2965
  • Комментарии: 1
Спаси Господи за эту статью. У меня последнее время как раз и стоит вопрос: как возродить в себе и в детях чудо рождения Богомладенца. Это статья подсказала один из ответов: "Христос должен родиться в глубине души, в тайниках нашего духа".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]