О спасении человечества во Христе
Протоиерей Александр Зелененко   06.10.2016

Необходимость и своевременность прихода Спасителя

После грехопадения человек утратил не только истинное ведение о своем Создателе, но и о себе, и о своей жизни: ее цели, смысле, предназначении и призвании.

Человек попал в бедственное положение: ему предстояло прожить в трудах и скорби всю жизнь, затем умереть и попасть в ад, где вечно пребывать в мучении из–за отделения от Бога.

И выйти из этого положения сам человек не мог.

Но Бог — благ, милосерден и человеколюбив.

И после грехопадения Бог не оставил Свое творение и заботился о всех созданиях Своим всемогущим Промыслом, оберегая весь мир от самоуничтожения.

Сразу после падения прародителей Бог дал им обетование о том, что семя жены сотрет главу змия.

Когда настала полнота времен, Иисус Христос совершил наше спасение через искупительную смерть на Кресте («…СВЕРШИЛОСЬ!»), открыл путь ко спасению, в надежде, что мы пойдем этим путем за Ним (уподобляясь Ему в добродетели).

Однако от грехопадения до искупления прошли многие века… Почему Бог ждал так долго?

Это время было необходимо, чтобы люди смогли:

1. Осознать свое бедственное состояние и духовное бессилие в борьбе с грехом и диаволом.

2. Обратиться к Богу с просьбой о даровании Спасителя и ждать Его пришествия.

3. Возрастить Деву, достойную стать Матерью Мессии.

Только когда все необходимое пришло в должное состояние, совершилось рождение Спасителя.

Что нужно для спасения?

Чтобы спасение совершилось, нужны две вещи, которые мы сами не можем сделать:

1) Оправдание — т. е. разрушение греховной преграды между человеком и Богом, и

2) Освящение — т. е. исцеление нашей падшей природы.

Именно эти две вещи и осуществил Господь в домостроительстве (т. е. устроении) нашего спасения.

Оправдание есть разрушение средостения между человеком и Богом (Еф. 2:14), а средство для этого разрушения есть жертва.

Ветхозаветные жертвоприношения прообразовывали грядущую Жертву Христа.

Жертва, способная искупить всё человечество, должна была быть, во–первых, смертью человека, а во–вторых, — выше человеческой - Богочеловека.

Господь Иисус Христос и есть Бог, принявший в Себя человеческое естество, кроме греха, — Богочеловек. Его добровольная смерть на Кресте поэтому и явилась искупившей и оправдавшей всякого человека.

Освящение наше состоялось чрез воплощение Бога, в том числе и потому, что надлежало привнести нечто новое в падшую человеческую природу, влить в нее новые, высшие силы; понятно, что сделать это может только Бог.

Христос – Богочеловек, истинный Бог и истинный Человек

Догматические положения из Халкидонского вероопределения:

1) Сын Божий, неизменный в Своем Божестве, воспринял совершенную человеческую природу и стал истинным Человеком, не переставая быть Богом.

2) По Своей человеческой природе Он единосущнен нам и подобен нам во всем, кроме греха.

3) Он родился от Духа Святого и Марии Девы Богородицы ради нас и ради нашего спасения.

4) Его человеческое естество не уничтожилось от соединения с Божественным, свойства каждого естества сохранились.

5) Два естества во Христе соединились неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно в одном лице, в одной ипостаси Бога Слова.

Иисус Христос – истинный совершенный Бог и истинный совершенный Человек.

Он был совершенным Младенцем, совершенным Отроком, совершенным Юношей, совершенным Мужем. При этом Его человеческая природа непрестанно изменялась, как и у всех людей.

Он безгрешен не только по Своей Божественной природе, но и лично безгрешен. Прожив на земле 33 года, «Он не сделал никакого греха» (1 Пт. 2: 22), - ни делом, ни словом, ни помышлением.

Безупречные страсти

Спаситель воспринял безгрешную человеческую природу, однако не в том состоянии, в каком она была присуща первозданному Адаму, но свободно подчинив Себя последствиям грехопадения, дабы «во всем уподобиться братиям» (Евр. 2: 17).

В святоотеческом богословии эти последствия греха называются естественными или безупречными страстями. Это — голод, жажда, утомление, труд, слезы, боязнь смерти, предсмертная мука, пот, капли крови, что по природе присуще всем людям.

Смирение Христа

Тайна спасения по гордости падшего Адама была совершена через уничижение Сына Божия, смирившего Себя до крестной смерти:

1. Будучи всесовершенным Богом, Он умалил Свое божественное величие, восприняв ограниченную тварную природу, нуждался в пище, страдал от жажды, испытывал боль и смертные муки.

2. Будучи всесвятым Богом и непреклонным к личному греху Человеком, Он претерпел унижения, оскорбления и бесчестия как великий грешник, вплоть до позорной крестной смерти.

Как совершилось дело спасения?

✦ Бог еще в раю, сразу по грехопадении, дал обетование о Семени Жены, которое поразит диавола (Быт. 3:15).

✦ Затем в течение многих веков Господь устроял ту среду, из которой это Семя должно произойти. Для этого Господь избрал Себе особый народ (Израиль – борющийся с Богом) и Сам руководил его к истинному Богопознанию и Богопочитанию, открывая, что должен придти на землю Мессия, Спаситель. В этом — преуготовительная суть Ветхого Завета.

✦ Наконец, когда пришла полнота времен, Сам Бог, Господь Иисус Христос, Второе Лицо Св. Троицы, через непорочное зачатие Св. Девы Богородицы, пришел на землю, воплотился и родился в среде Израиля.

✦ Тридцати лет Он вышел на проповедь, учил людей Царству Божию, совершал великие чудеса, воскрешал из мертвых, исцелял болезни, призывал к покаянию и чистой жизни.

✦ Наконец, быв предан на смерть, в страшных муках умер на кресте, воскрес из мертвых в третий день, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, принеся таким образом Себя в жертву за всех людей и тем искупив человечество Своею кровию; и в Себе Самом исцелил падшее человеческое естество, упразднив Своею смертью, смертью Бога, — смерть человеческую.

Таким образом Христос стал новым Адамом, родоначальником нового, обновленного человечества, и теперь человек может спастись, приобщившись Иисусу Христу через веру, покаяние, Крещение и церковную жизнь по Его Заповедям. Спаситель разрушил средостение между человеком и Богом, принеся Себя в жертву, и являет Собою обновленное, восстановленное от падения человеческое естество. Во Христе мы имеем избавление от греха, проклятия и смерти, в Нем мы наследуем вечную жизнь.

Сотериологические образы в святоотеческом наследии:

Христос – Агнец Божий – жертвенный Агнец, взявший на Себя все грехи мира.

Христос – Первосвященник – Сам Себя принесший в непорочную Жертву в храме тела Своего.

Христос – Новый Адам – восстановивший, обновивший и обоживший человеческую природу, отец всех людей по духу. (Cм. 1 Кор. 15: 45-49)

Христос – Божественная Премудрость – благодаря Своей безгрешности, чистоте и совершенству победивший диавола.

Христос – Царь, имеющий власть над чувственным и сверхчувственным миром, победивший ад, самовластно воскресший из мертвых и вознесшийся на небо.

Христос – Пророк – открывший людям Божественную волю, научивший их истинному боговедению и указавший путь спасения.

Христос – Учитель - научивший людей истиной вере и любви, боговедению и указавший путь спасения людей.

Результат Боговоплощения

Спасение не является отменой следствий грехопадения. Мы продолжаем быть подверженными нападкам греха и страстей, болеем и умираем.

Для того, чтобы обрести спасение, человек должен сам потрудиться «в поте лица своего». Здесь проявляется великая «педагогическая» справедливость Божия и уважение к свободе: не хочешь — не спасайся.

Но, по согласному мнению Св. Отцов, результат Боговоплощения — несравненно выше просто возвращения в состояние Адама до грехопадения. Человек получает не просто прощение, избавление от смерти, мир с Богом и исцеление, но и гораздо более, — обожение.

Освящение и благодать

Освящение – это благодатное воздействие Бога на верующих в Него людей и на окружающий их тварный мир для усвоения ими плодов искупительного подвига Спасителя.

Для освящения мира и людей Господь создал на земле Церковь, даруя ей все необходимые духовные средства.

В освящении, подаваемом через Крещение, происходит:
Прощение прежних грехов
Обретение нравственной чистоты
Восстановление личных отношений с Богом для сознательного восхождения через богоуподобление к святости.

Великое дело освящения человека, его внутреннее возрождение и преображение для новой жизни во Христе происходит посредством божественной благодати, которая в силу искупительного подвига Иисуса Христа через действие Святого Духа изливается на верующих.

Благодать – это благой дар свыше, нетварная энергия (сила), подаваемая людям от Бога для их спасения.

Посредством стяжания благодати верующие приобщаются плодам искупительного подвига, очищаются от грехов, преображаются (обоживаются) и становятся способными исполнить свое предназначение.

Действие благодати

Присутствие благодати в душах людей проявляется в виде различных духовных плодов – добродетелей: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22-23) и сверхъестественных даров: «Дары различны, но Дух один и то же… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания; иному вера; иному дары исцелений; иному чудотворения, иному пророчество…» (1 Кор. 12: 4-10).

Благодать даруется человеку по мере его веры, надежды и любви при его добровольном и сознательном произволении.

Благодать и Пресвятая Троица

Благодать – дар Святой Троицы: она подается по воле Бога Отца через Сына в Духе Святом.

Бог Отец – Первоисточник нашего освящения благодатью.
Сын Божий – Виновник и главная Причина нашего освящения.
Дух Святой – собственно и есть Освятитель людей.

Принцип синергии

Дело спасения – двуединый богочеловеческий процесс и не может быть осуществимо без участия самого человека, без его синергийного соработничества с Богом.

Высший пример синергии со стороны человека явлен в лице Божией Матери, когда Она на призыв архангела Гавриила ответила: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Без Ее согласия невозможно было бы Боговоплощение.



«Се, стою у двери и стучу, - говорит Спаситель, - если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3: 20).

Бог стучит и ждет, когда человек сам отворит дверь. Он хочет, чтобы все спаслись, но никого не неволит.

«Дело Бога – предложить благодать, дело человека – принять и хранить эту благодать» (свт. Кирилл Иерусалимский).

Три условия
для реализация принципа синергии
в общении человека с Богом

Правая вера в Бога и Его благодатную помощь
Сознательное и добровольное желание жизни с Богом
Благочестивая, богоугодная жизнь.

Хранительницей православной веры является Церковь, которая преемственно передает ее человечеству. Благочестивой жизни мы научаемся через Евангельский образ Христа, Матери Божией и житийные примеры святых.

Зачем надо было Богу воплощаться?
Неужели Он не мог как-то по-другому спасти нас?

Мог; но сделал так как сделал. Бог Сам, насколько возможно для нас, «объясняет» нам это.

✦ Во–первых, это «великая благочестия тайна — Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16).

✦ Во–вторых, основание для Боговоплощения — это любовь Бога к созданию, хоть и падшему. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

✦ В–третьих, спасение сводится к оправданию и освящению до обожения падшего человека.

Путь ко спасению, к вечной жизни не может быть внешним; только внутри человека совершается спасение через исцеление (приведение к целостности) расстроенной грехом природы.

Поэтому Бог для внутреннего общения с человеком, принял на Себя человеческую природу — всю, как она есть, только без греха — и тем самым наше естество обновилось, исцелилось, освятилось, приняло в себя божественную силу.

Господь, облеченный нашим естеством, претерпел смерть во плоти, а перед ней — страшные мучения, физические и нравственные; тем самым Господь прошел Своим Божественным естеством всеми путями человеческой жизни, не оставил человека одиноким — без Бога — ни в какой ситуации: ни в мучениях, ни в удаленности из-за греха, ни в самой смерти.

Воскрес Господь также во плоти, вознесся и сел одесную Бога Отца неразлучно и нераздельно с преображенной до обожения человеческой природой — тем самым сделав человека, его естество способным к воскресению, и более того — к вхождению в самое средоточие Божественной жизни.

Составил прот. Александр Зелененко для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 353
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]