Семейный хор — 10 вопросов о семье прот. Сергию Правдолюбову
27.09.2014


— Отец Сергий, какие основные разногласия, по вашему опыту общения с родителями, наиболее существенны и как они отражаются на ребенке?

— Воспитание детей — это именно духовное делание: как и в каждом делании, важно правильно и согласованно определять задачи. Много разных споров по поводу того, чем и как занимать ребенка, а надо, чтобы у него проявлялись дары, которыми его наделил Бог.

Хотя родительские разногласия могут возникать по разным поводам, главное, держать твердую оборону от всяких ухищрений ребенка и всяких его попыток использовать эти разногласия.

Здесь важно вот что: никакого разделения во мнениях отца и матери не должно быть, «нет» говорят и мать, и отец. Если отец сказал — мать беспрекословно выполняет то, что сказал отец, и то, что сказала мать, — отец полностью поддерживает. Потом, потихонечку, если отец неправ, мать может отдельно от детей, тайно ему сказать: «Ты был неправ, не надо было так сурово с ним разговаривать». Но ни в коем случае не при ребенке! Ни в коем случае! На виду у детей мать и отец должны быть монолитом, единым камнем: как отец — так мать, и как мать — так отец, должна быть непробиваемая оборона и защита. Это — залог успешного воспитания! Споры по принципиальным вопросам в присутствии ребенка создают раздвоенность в детской душе и, конечно, могут очень повредить ей. Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях.

Ребенок с очень маленького возраста — лучший психолог, чем его родители: он всегда выявит слабость той или иной позиции. Он будет искать в любом случае, особенно если есть разногласия между отцом и матерью, выгоду, что ни на есть простую, без всяких хитростей, хотя он не дипломат и не политик!

— Как найти разумную линию воспитания в семье, когда один из родителей нецерковный человек?

— Мать воспитывает детей больше, чем отец, тот дает генеральное направление в их развитии. А если мама любит Бога, и это является важнейшей частью ее жизни, то ребенок правду сердцем почувствует и ни в коем случае не будет на этом спекулировать. Если нет ожесточенного атеистического нападения на ребенка, он сам поймет, где неверие, а где вера. Главное, не стараться насильно впихнуть веру в ребенка. У ребенка есть возраст, когда он с удовольствием ходит в церковь. И вот надо успеть, пока дитя не тяготится церковными службами, приобщить его не то чтобы к церковному образу жизни, но хотя бы к праздникам: Вербное Воскресенье, Троица
Святая, Пасха с освящением куличей, ко всему разнообразию жизни, которая расцветает в Церкви. Чтобы ребенок это уловил и понял, что там — не ущербность, а, наоборот, полнота жизни. А мама передает эту веру всем: своим отношением, своей внешностью даже, а ее молитва, настоящая, переворачивает все и воспитывает больше, чем что-либо другое! Никакие увещевания, никакие наказания не дают того, что дает молитва!

А вот что касается расхождения родителей в вопросах веры или когда один верующий, другой неверующий — это такая проблема, о которой сколько ни думай, ничего не придумаешь!

— Является ли составной частью духовной жизни эстетическое (музыкальное или художественное) воспитание ребенка?

— Я могу сослаться на святителя Василия Великого, у него есть сочинение «К юношам о том, как нужно читать языческие книги», в котором он призывал к широкому привлечению языческой культуры для христианского образования. На самом деле его мало кто знает, а стоило бы родителям прочитать этот трактат, он совсем небольшой, но в нем великолепно изложена четкая и ясная точка зрения по этому поводу. Василий Великий говорит, что невозможно сразу устремить взор на солнце — можно ослепнуть. Надо сначала посмотреть на отражение солнца в воде, и лишь когда глаз привыкнет, можно постепенно возвести взгляд на солнце!

Эстетическое воспитание необходимо для каждого из нас, потому что в искусстве заложено зерно веры и отблески Божественного.

Музыка, живопись, литература, философия — все, что имеет отношение к Богу или миру Божиему, все, что является отражением Божественного Творения и Божественного Лика, дает познание о Нем. Это богатство — та молочная пища, которая дает возможность человеку приблизиться к Высшему Сокровищу и, в конечном итоге, позволяет обрести подлинную глубину религиозного мировоззрения — а не начетническую, бытовую или фольклорную его форму.

Например, музыка дает такое высокое воззрение, в котором и математика, и гармония, и все остальное есть. Кстати, еще в древней античной культуре и образовании музыка была одной из самых высоких ступеней обучения — перед философией и богословием. Нам известен пример св. Андрея Критского, который учился музыке и затем богословию.

Если бы не мой отец с его чрезвычайной любовью к музыке, никогда бы я музыкой не занимался: тяжело для меня это было, и делал это только из уважения к отцу. Многие дети точно так же делают это по воле родителей — но все же не надо их дрессировать! Если у ребенка есть дар и стремление, то это, безусловно, необходимо развивать, если же собственного устремления у него нет — не надо заставлять его насильно!

— Как родителям увидеть таланты и склонности своего ребенка, что здесь главное?

— Главное, чтобы ребенок не вкусил пьянящего восторга от аплодисментов, чтобы он не стал звездой, чтобы не стал в детстве кумиром, маленьким гением. Это очень опасно, очень! Если родители этого не понимают, они могут загубить ребенка. У нас на Мосфильме, через дорогу от которого я служу, было несколько случаев, когда ребенка брали сниматься в фильме, он чувствовал себя героем, потом бросали — и он внезапно становился никому не нужен. Тяжелейшая судьба складывалась потом у этих детей, они не могли понять, почему их все хвалили, а сейчас вдруг они никому не нужны — это катастрофа для человека! Если речь идет о таланте, то он сам пробьется, ни в коем случае искусственно не раздувайте его. Вы понимаете, есть талант — пусть учится, нет таланта — не надо силком заставлять! Но надо оберегать ребенка от вкуса славы, известности, громкости — наоборот, надо сдерживать, сдерживать и сдерживать.

У нас на приходе приходилось говорить: «Постарайтесь, чтобы ваша дочка не получала постоянно, как наркотик, дозу похвалы, надо, чтобы она была в ряду других детей». И первой премии не надо — не надо светского советского: «Я и мой ребенок талантливы». Здесь нет подавления личности, подлинный талант непременно пробьется и расцветет, здесь забота о преждевременном однобоком тщеславном вкушении недолговременной «славы», от лишения которой, часто внезапного, ребенок впадет в тяжелейшее кризисное состояние, что опасно не только его для здоровья, но и для жизни. Был случай, когда и взрослый человек, получивший вторую, а не первую премию в передаче «Минута славы», приехав домой из Москвы, покончил жизнь самоубийством. А детская психика еще ранимее, чем у взрослых.

— Мы часто наблюдаем, как в семье чаще всего устанавливается женское лидерство в вопросах детского воспитания и образования.

— А вы знаете, это очень трудно определить, кто лидер в семье: отец или мать. Когда лидер женщина, она сама больше от этого мучается, чем если бы она была в послушании. Часто женщина ждет, чтобы муж взял на себя труды, а он не хочет, и она невольно начинает делать это вместо мужа. Но все-таки в Церкви нет понятия лидерства в семье, в таинстве венчания определенно сказано: «Да будет муж сей во главу жены, а жена во всем будет слушаться мужа, да поживут по Воле Твоей» — все! Какое лидерство?! Жена подчиняется мужу, ничего с этим не сделаешь! Я вырос в такой семье, отец мой был лидером всегда, во всех случаях — и это гармонично.

— А если нет, путного ничего не выйдет?

— Вы знаете, Господь «из камней сих может воздвигнуть детей Аврааму», и из такой негармоничной семьи воздвигнуть замечательного подвижника или музыканта, поэта или математика — это все возможно, но с затруднениями.

— Случаются острые разногласия по вопросам: как поститься ребенку малого возраста, особенно Великим постом, с какого возраста начинать поститься, исповедаться, как готовиться к Причастию (имею в виду молитвенное правило), как часто водить его в храм и т. п. Что вы, батюшка, посоветуете?

— Я очень боялся своих детей задавить церковными правилами. Отец мой, старый протоиерей, никогда нас не учил Закону Божию, не требовал конспектировать Священное Писание, библейских патриархов: сколько у кого было детей и все прочее. Возможно, здесь происходит некоторое недоразвитие, недоучение: с детства это можно было бы узнать, но мне известны и противоположные результаты, когда ребенок знал все по Закону Божию, по Священному Писанию, по Ветхому и Новому Завету — а сам ушел в другую сторону, потому что это его с детства замучило! В воспитательном процессе необходимо учитывать, что ребенку можно передать только то, что он способен и готов принять. Если то, что вы хотите донести до ребенка, им категорически отвергается, то пытаться навязать это силой совершенно бесполезно.

Молитва для маленького ребенка должна быть привлекательной, а значит — быть посильной, не превращаться в зубрежку, а наша излишняя настойчивость, тем более агрессивность, совершенно бесполезна, в особенности в отношениях со старшими детьми. Никакие правила и нормы церковной жизни не должны быть над ребенком довлеющими в букве. Пост, чтение молитвенного правила, посещение богослужений и т. п. ни в коем случае не должны становиться тягостной и неприятной обязанностью!

По-моему, в молитве и в правиле на ребенка до семи лет не надо давить, не надо заставлять поститься, это все знают. Но и без молитвы нельзя, хоть маленькое, но должно быть правило.

— Батюшка, встречаются мамы «грудничков», которые всерьез спрашивают: «Давать ли ребенку грудь в среду и пятницу?

— Какие тут могут быть вопросы?! Беременные женщины и кормящие никакого поста не могут нести. И маленький ребенок не может, чтобы ничего не вкушать в среду и пятницу. Потом, к семи годам, человек созревает для школы, может быть, но в нормальной церковной жизни ему часто бывает рано идти на исповедь, может, в восемь — восемь с половиной. Есть такие, которые развиваются быстрее, таким можно и в пять лет исповедаться, это зависит исключительно от развития данного ребенка. Тут нельзя устанавливать жестких правил, но, к сожалению, у нас очень много людей, которые медленно развиваются: ум у них медленно созревает, хоть и акселерация проходит. Мама и папа должны вместе подумать, поразмышлять и совместно с батюшкой обговорить, когда ему идти на исповедь.

— Особый вопрос о разногласиях в воспитании между верующей бабушкой и неверующими родителями — какова разумная линия поведения бабушек?

— Знаю бабушку, которая одна в семье старалась в Церковь привести детей — и она успешно сделала это с одним ребенком, хотя с другим и не получилось. Но если бабушка верующая, она позаботится и о том, чтобы не восстановить ребенка против родителей.

Есть другой случай, когда неверующая бабушка звонит своей внучке и говорит: «А ты знаешь, что у тебя мама с папой — отсталые, они в Бога какого-то верят, а таких людей уже нет, ты сама думай…» Внучка побежала к маме и стала говорить, что кругом образованные неверующие люди. Мать говорит: «Давай считать: тетя такая-то верующая — верующая, дядя такой-то — верующий? Верующий». Она насчитала много народу, внучка набрала телефон бабушки и сказала: «Бабушка! Это ты ошибаешься, кругом все верующие — ты одна неверующая!» Мама рассудительно вывела ребенка из этих разногласий, не дав им дойти до конфликта.

Я хочу вот что сказать: некоторые, и верующие в том числе, родители иногда теряют контакт с ребенком. Воскресная школа заполнена маленькими детьми, но почему-то они, став подростками, перестают ходить в церковь. Происходит что-то непонятное, необъяснимое: уже нет безбожной атеистической власти, а дети не хотят идти в церковь! Их родители подходят ко мне и спрашивают: «Батюшка, что же мне делать, мой ребенок…» Мне кажется, что когда они ко мне подходят с этим вопросом, то они уже опоздали…

Нужно, чтобы были дружеские отношения с мамой и папой. Это очень сложно, это тяжелый духовный и душевный труд!

Я это хорошо помню по своему детству: никогда, ну просто никогда, ни в каком возрасте этот контакт не прерывался. Когда в семье, как в играющем квартете, ансамбле или большом оркестре — все вместе дают одно звучание в гармонии, хотя у каждого своя мелодия. Опытный музыкант, опытный педагог или родитель сразу поймет, что такое происходит. Ведь проблемы детские только кажутся маленькими, на самом деле, когда ребенок плачет — он плачет безутешно. Все думают: «Мало ли, отчего он плачет!» А у него на самом деле мировая скорбь — почему? А потому что в размере его жизни это большие проблемы, их надо вовремя разрешать. Если это удается, тогда можно сохранить доброе отношение, внимание и церковное воспитание человека.

— Отец Сергий, что бы вы пожелали читателям?

— Главное, обязательно обговаривать малые разногласия и не лениться этой работы. На опыте знаю: буквально, умолчал, причем от стеснения — вырастает стена недоверия, отчуждения. Это касается и духовной жизни людей. В «Добротолюбии» знаете, что написано: «Если ты увидел, что брат твой согрешил против тебя, скажи ему об этом». Не стесняйся, скажи — если будешь молчать, как это чаще всего делают русские люди, ты потом взорвешься, такого наговоришь! Это касается и родителей и детей, и мужа и жены, и брата в монастыре. Если не говоришь — значит, ты гордый! Не стесняйся, скажи: «Ты прости меня, пожалуйста, но мне не нравится, что ты делаешь вот так, так и так. Я прямо завожусь…» И все! Может быть, результата не будет, но, заметьте, какая важная деталь: ушло внутреннее напряжение, недоверие.

Тут важна, конечно, еще одна вещь: деликатность. Никогда нельзя резко обличать другого. Кажется, у свт. Игнатия Брянчанинова есть рассказ о том, как один монах имел обыкновение ногу на ногу класть по-светски, а старец стеснялся сделать замечание, не знал, как это сделать. Тогда он сказал другому монаху: «Знаешь, ты сядь нога на ногу в присутствии своего собрата, а я тебя и отругаю, заранее говорю об этом». Тот заложил нога на ногу, а старец: «Ой, дорогой, что ты делаешь, так не принято у монахов!» Вот какая деликатность! Дети в этом смысле выносливее, чем монахи, но тем не менее деликатность и внимание очень пригодятся.

Даже если есть трудности в характере, может быть, даже поблажку дать, но ни в коем случае не ломать ребенка — будет обратный результат. Ребенок должен чувствовать в своей семье полноту жизни. Я, кстати, до сих пор, может быть, слишком доверчиво ко всем отношусь, во всех вижу понимание или думаю, что меня понимают, и будто бы все ко мне доброжелательны, как было в нашей семье.

Это в семье было настолько крепко, настолько органично, что я не чувствую себя уютно и комфортно, когда нет отклика от других. Скорблю, что не вижу вокруг себя не то чтобы любви евангельской, не то чтобы добра, а хотя бы простой доброжелательности!

Хотя родительские разногласия могут возникать по разным поводам, главное, держать твердую оборону от всяких ухищрений ребенка и всяких его попыток использовать эти разногласия.

Беседовала Савельева Ф. Н.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]