Татьяна Широкова

С 15 по 18 октября 2014 года состоялась паломническая поездка по святым местам Тверской области. Организовал эту поездку протоиерей Спасо-Парголовского храма Анатолий Трохин. Он продумал маршрут путешествия и предложил нам, членам его общины, быть экскурсоводами, самим подготовить информацию о тех местах, где мы будем, и рассказать ее всем паломникам уже в автобусе. Такое предложение нам понравилось.

Одна из наших прихожан подобрала в интернете материал для всех желающих «экскурсоводов», распечатала его, а нам оставалось только подготовить сообщение по своему разумению: либо дополнить его интересными событиями из жизни святых, о монастырях и храмах, либо сократить те сведения, которые, на наш взгляд, не столь существенны. По ходу движения автобуса к городу Торжок мы один за другим рассказывали то, что подобрали по предложенной теме.

Первая остановка у нас была в деревне Ижицы, где бьет святой источник, названный в честь Казанской иконы Божьей Матери. Много чудесных исцелений было зафиксировано от омовения в этом источнике, особенно при глазных болезнях.

Конечно же, среди наших паломников оказалось немало желающих искупаться в купели. Над купелью была построена часовня - специально оборудованное помещение со скамейками и крючками для одежды внутри.

Входить в холодную воду страшновато, все-таки уже середина октября. Даже не ожидаешь от себя, что преодолеешь этот страх и сможешь окунуться в такую воду, причем и не один раз, а трижды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Помогает молитва: «Богородице Дева, радуйся», которую поют все находящиеся в часовне. И чем увереннее молитва звучит, тем легче войти в воду. Зато какая радость, мало сказать «радость» - восторг - ожидает тех, кто уже вышел из воды! Адреналин разгоняет кровь, тело горит от охватившего тебя жара, вода на коже тут же высыхает. Можно сказать, что выходишь сухой из воды. Ощущение бодрости, силы, здоровья во всех клеточках тела! Оделся, выходишь, а тут тебе чашечка горячего чая с разными целебными травами, заваренного для всех нас еще в Питере одной из наших заботливых прихожанок. Восторг продолжается!

Радости нашей не было предела, когда мы наконец-то после 13 часов в пути (включая и остановку в деревне Ижицы) вместо запланированных 8-9 часов прибыли в Торжок в гостиницу Борисоглебского мужского монастыря.

В следующие два дня пребывания на Тверской земле мы посетили еще два монастыря: Свято-Успенский монастырь в Старицах.

и Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер.

Остановлюсь более подробно на описании третьего вечера нашей поездки после посещения Нило-Столобенского монастыря. После ужина у нашей четверки (четырех женщин, проживающих в комнате) появилась потребность закрепить полученные на экскурсии в Нило-Столобенской пустыни знания, уточнить какие-то сведения из жизни преподобного Нила, обсудить, что нас удивило, что нового мы узнали.

Мы с какой-то особой радостью прочитали житие святого Нила, хотя уже знали его, так как один из докладчиков из числа наших прихожан очень хорошо нам рассказал о Ниле в автобусе. Известно, что Нил усмирял свое тело, спал сидя. Он к стене приделал 2 крюка, на которые он опирался руками во время кратковременного отдыха. Еще в музее нас поразил образ Нила Столобенского в виде статуи.

Затем мы восстановили в памяти информацию, полученную от архимандрита Иоанна, которую он сообщил нам во время проведения экскурсии по музею.

До революции Нило-Столобенская пустынь по количеству паломников занимала второе место в мире после посещения Гроба Господня в Иерусалиме. Сюда православные христиане стремились и сухопутным, и водным путем по озеру Селигер.

Горестно было вспоминать об участи такого прекрасного комплекса в советское время, в довоенное и послевоенное. Здесь была и колония для малолетних преступников, и госпиталь, и тюрьма для польских военнопленных, и дом для престарелых, и турбаза. Дошло до того, что подростки из колонии на внутреннем куполе одного из храмов нарисовали пятиконечную звезду прямо поверх образа Святого Духа, при этом каким-то чудом сохранились образы Бога-Отца и Его Сына – Иисуса Христа. Над храмами вместо крестов установили звезды. А на кладбище, где покоятся монахи, молодежь устроила танцплощадку. Тем самым они осквернили не место святое, но себя. «И оскверняли себя делами своими». (Псалтирь, пс. 105, ст. 39).

Во времена Сталина были взорваны два храма комплекса, а кирпичи от храмов сброшены в воду для сооружения искусственной переправы на остров. Теперь, проходя по мосту на остров Столобное, мы чувствуем себя неловко, всё равно что пришли на праздничное мероприятие в рабочей одежде и в грязных сапогах.

Вспомнив о наших ощущениях и духовных переживаниях, связанных с Нило-Столобенской пустынью, мы продолжали общаться на духовные темы. Нам хотелось говорить самими и слушать других еще и еще, но надо ложиться спать. Уже 12 часов ночи, а в 7 утра надо вставать.

Но удивительно то, что никто не хотел спать. Это, конечно же, выяснилось утром. Все четверо поделились друг с другом, что не спали всю ночь, но к нашему удивлению утром не чувствовали усталости от «недосыпа». Видимо, благодать Божья по молитвам Нила-чудотворца коснулась и нас.

Преподобный Нил и сейчас, как и прежде, - ходатай и молитвенник о нас. Всех, кто обращается к нему, он ограждает от страстей и злых человек. И монахи в монастырях молятся обо всех нас, православных христиан, чтобы каждый день нам жить свято, мирно и безгрешно.

На обратном пути мы побывали в разрушенном Николо-Борском храме. К сожалению, в этом храме службы не проводятся.

Сейчас храм восстанавливается усилиями многих людей, в том числе и прихожанами Спасо-Парголовского храма. Нам было радостно, что и мы смогли внести свою лепту в общее дело во славу Божью.

Поздно вечером мы вернулись в наш родной Санкт-Петербург, наполненные впечатлениями от поездки по святым местам Тверской области. Теперь мы с удовольствием поделимся с нашими родственниками, друзьями и коллегами по работе всем, что узнали, что сами прочувствовали, и будем ждать новых путешествий.