Михаил Макейчев



Иногда бывает очень трудно. Не помогает ничего. Что-то создает иллюзию облегчения, а в конечном счете делает только хуже. Есть только одно прибежище, одно тихое пристанище, один корабль в океане страстей и у этого прибежища есть имя – Иисус Христос в Троице прославляемый, который разговаривает с каждым из нас как с лучшим своим другом. Который любит нас так, как никто другой, который жизнь свою отдал за нас. Впрочем, большинство живут, не помышляя об этом. Так же жил и я, пока не случилось то, что попытался освятить в этой заметке.

Личный опыт

На написание этой заметки меня натолкнул мой коллега. Не напрямую, нет. Он не подходил ко мне с просьбой: «Напиши статью про уныние», он подошел ко мне потому что его душа не находила себе места. Я не разбираюсь в понятиях уныния, печали, не знаю, что значит слово депрессия. В Америке сейчас стало модно иметь семейного психолога. А что советует психолог? Раскрепощаться? На Руси никогда психологов не было, были духовники, ведь все наши не настроения связаны с духовной стороной жизни. Они (духовники) и направляли через Господа нашего Иисуса Христа людей к тихой и безмятежной жизни. После духовного разговора и исповеди человек чувствовал умиротворение и спокойствие. Господь касался его сердца. Мой коллега зашел ко мне во второй половине дня и сказал такую фразу: «Напьюсь сегодня, наверное, так тоскливо что-то, не могу». Позже я видел его, слонявшегося возле нашего здания с грустным видом. Дух его искал, искал Бога, хотел быть с Богом, хотел жить Богом, но ему подавали совсем другое. А, сегодня, слава Богу, он подошел ко мне и сказал, что в выходные исповедовался и причастился. Теперь Господь будет помогать ему справляться с унынием. Оно не уйдет сразу как после волшебного эликсира из души. Семя, которое зародилось в его душе причастием будет давать плоды, если он (мой коллега) сам начнет работу. Семя посажено, а поливать его за человека никто не будет.

Я сам раньше приходил в храм, чтобы уйти. Как ни парадоксально это звучит, но это было именно так. А в чем же тогда смысл посещения храма? У меня смысл был в общении. Я все высказывал Господу. Жаловался в основном и, когда слышал на ектеньи: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших», просил, чтобы у меня наладились отношения с друзьями, к примеру, и только через некоторое время ко мне пришло осознание, что просить, чтобы меня оберегал Ангел гораздо важнее, чем разрешение ссоры с друзьями. Получается, что в храме я продолжал думать о своих проблемах, искал из них выход и, конечно же, не находил. Потом я понял, что молиться нужно таким образом: «Господи, устрой мою жизнь так, чтобы мне спастись. Сам выясни причину моего уныния и прогони его прочь, ведь оно тебе не угодно». Я думал, что сам приму решение, а Господь мне в этом должен помочь, иначе от тоски не избавиться. В этой заметке я делюсь с вами как хорошо с Богом. Даже когда плохо, хорошо. Но только с Богом!

Старый приятель писал мне как-то, что сегодня он очень раздражен, его все крайне расстраивает. Потом добавил, что такое у него бывает периодически. И мне это знакомо. У меня тоже раньше это было. А когда начиналось? Когда я оставался один. Мы часто можем видеть такую картину: молодой человек, красиво одетый в компании таких же молодых людей, закуривает сигарету, пригубляет пиво и смеется. Казалось бы, как у него все хорошо, ведь улыбка с лица не сходит. А вы посмотрите на него, когда он останется один. Когда у него не будет возможности закурить, когда на него нападет такая тоска, что описать ее невозможно, слово «тоска» не подойдет. Он позвонит своему другу, потом второму, а их не окажется в городе, уехали. Он проведет время в интернете в поисках песен, где автору так же плохо, и даже почувствует в этом сладость, а когда наступит в комнате тишина, все станет еще хуже.

И он скажет себе: завтра будет день и будет пища. Сейчас главное заснуть. В мыслях будет твориться чудовищная круговерть, и если сейчас заглянуть в его душу, то можно устрашиться. Я не осуждаю его, ни в коем случае! Мне просто его очень жаль, жаль потому, что я испытывал то же самое, а сейчас Господь протягивает мне Свою Десницу, не дает поникнуть, поддерживает меня и ведет. От меня требуется лишь вера. Как Апостол Петр, идя по воде, вдруг начал тонуть от маловерия (Мф 1429). И, Слава Богу, я ее латаю, эту щель, закрываю чем могу, правда, бывает, что дует так сильно, да еще в тот момент, когда я совсем не готов, но как бы глубоко я ни падал, когда начинаю молиться, просить Господа и Божью Матерь о помощи, я снова начинаю видеть Свет.