Павел Давыдов

Мне кажется, день памяти иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» объединит сегодня соборной молитвой миллионы людей. Этот образ дорог многим… Пресвятая Богородица молитвенно предстоит у Чаши с воздетыми руками, а Младенец Христос благословляет всех притекающих к Нему.

Православная литература, как правило, рассказывает историю чудотворной иконы, начиная лишь с 1878 года. Именно тогда отставному солдату из Тульской губернии, страдавшему страстью винопития, во сне явился старец (это был преподобный Варлаам) и повелел идти в Серпухов, чтобы там, в монастыре Владычицы Богородицы, отслужили молебен у иконы «Неупиваемая Чаша». Однако у несчастного не было денег на дорогу — он все пропил. А главное — из-за пагубного пристрастия ноги его были парализованы. И все-таки, после того как видение повторилось трижды, он отправился в путь. Насельницы Серпуховской обители не сразу догадались, о каком образе идет речь, а когда нашли нужную икону, то на ее обороте с удивлением обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». Матерь Божия призрела на молитвы бывшего солдата и испросила исцеление страдальцу у Своего Сына. Домой он возвращался свободным от винного пристрастия и… твердо стоя на ногах! Собственно, так и прославился этот чудотворный образ.

Вот только мало кто знает, откуда в Серпухове появилась необычная икона. На самом же деле ее история восходит к Никейскому образу Божией Матери, которую иначе называют «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». Еще в 304 году город Никея был осажден Амиром, и один из воинов по имени Константин, увидев икону Богородицы, сначала бросил в нее камень, а потом и вовсе стал попирать ногами. Результат такого святотатственного поведения не заставил себя долго ждать: воин пал на поле битвы, пораженный камнем в голову. Примечательно, что его ожидала та же участь, которой он подверг изображение Богородицы. Точно такая же нелепая смерть постигла еще одного известного (на этот раз ветхозаветного) кощунника. Помните Голиафа, того самого силача и великана, которого так боялись иудейские воины и боготворили филистимляне? С помощью небольшого камня его одолел юный и неискушенный в военном искусстве отрок (будущий царь Иудеи — Давид). А все потому, что Бог поругаем не бывает…

Думаю, теперь многим станут больше понятны строки из акафиста Пресвятой Богородице «Неупиваемая Чаша»: «Радуйся, отвергающих Тя посрамляющая».

Что символизирует Чаша на иконе?

В нашей Церкви сложилась традиция молиться перед этим образом об исцелении от недугов пьянства, наркомании и даже игромании. Очень уж сильное впечатление произвело на людей чудо, произошедшее с бывшим солдатом Тульской губернии. Хотя, конечно, любой из нас понимает, что оказывает помощь не икона, а Господь. Он и только Он протягивает нам руку помощи по молитвам Своей Пречистой Матери и всех святых. Так вот, я знаю несколько человек, которые думали, что Чаша на их любимом образе — эта некий кубок (а проще говоря, чарка), которую человек не может выпить а, следовательно, и опьянеть. Не нужно смеяться над наивностью таких толкований…

Давайте лучше узнаем, что говорит о символичности этого образа предание. Итак, как уже было сказано, основой для «Неупиваемой Чаши» стала Никейская икона Богородицы. Все случившееся в 304 году с воином-кощунником было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 год). Именно они и начали первыми воспевать хвалу Божией Матери перед этой иконой: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». Разумеется, эти слова указывали на одно из Таинств Церкви — Причастие. Понятно, что Чаша при этом является символом жизни. Ведь Сам Христос сказал, что пришел дать ее с избытком! Мы привыкли понимать под словом «жизнь» то существование, которое имеем на данный момент. Но это не та жизнь, о которой говорит Бог! Господь нам предлагает совершенно иное — освобождение от греха и страстей. Духовное изобилие. Радость. Блаженство… На самом деле, весь этот мир был создан для нас. Прекрасные бушующие водопады и разноцветные фруктовые рощи, дивной красоты рассветы и полные покоя закаты — все это Творец хотел подарить именно человеку.

Сейчас мы представляем себе «настоящую» жизнь иначе. Ее образ связан у большинства людей с финансовым благополучием и комфортом. Но почему мы упорно не хотим замечать страшную статистику суицидов среди миллионеров? Они в свое время добивались невероятных «вершин», но при этом чувствовали себя обманутыми. Ублажая свои похоти, эти люди стремились обрести счастье, а вместо него получали лишь мучительное и тягостное состояние пресыщения.

Христос же предлагает всем свободу. Свободу от этих уз, увлекающих человека в пропасть.

«Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую»

Эти слова из первого послания апостола Павла к коринфянам имеют как прямой, так и переносный смысл. За праздничной языческой трапезой в те времена совершались ритуальные возлияния в честь различных божков. Первая чаша традиционно посвящалась Юпитеру, вторая — Юпитеру и нимфам, а третья — Юпитеру Спасителю. Гости, пьющие из этих чаш, естественным образом участвовали в служении идолам. Это было просто немыслимо для христиан. Конечно, в современном мире мы уже не встречаем таких ритуалов (разве что в сектах). Но можем ли мы сказать, что не пьем ту самую «бесовскую чашу»? Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша» напоминает нам о жизни, изобилующей Божиими благословениями, вот только наше духовное состояние свидетельствует о том, что мы все еще пьем из другого источника. И то, что мы не участвуем в идоложертвенном приношении — еще не показатель нашей чистоты. Своим осуждением, ненавистью, злобой и завистью мы порой даже превосходим язычников… С этим можно бороться, даже если кажется, что сил совсем не осталось. Именно с такими просьбами — об освобождении от страстей, на мой взгляд, стоит приходить к этому дивному образу всем христианам. Потому что все мы больны. Все, без исключения.

Материнская забота Пресвятой Богородицы

Как правило, каждый человек сталкивается с силой материнской любви. Это любовь бескорыстная и безвозмездная. Жертвенная любовь. В определенных кругах существует даже поговорка: «Из армии или тюрьмы мужчину ждет только одна женщина. Это его мать». Не зря так много уже сказано и написано о силе материнской молитвы и о том, какие она совершала чудеса. Нет ничего удивительного, что мы так часто обращаемся к Богородице, ставшей Матерью для всех нас. То, с чем бывает очень стыдно сразу прийти ко Господу (хоть это и неправильно!), мы несем Богородице. У кого еще искать утешения, когда от внутреннего стыда и смущения не можешь подойти к Отцу и, подняв глаза, сказать что-то? Мне кажется это таким естественным — искать утешения у Божией Матери! Уже потом, почувствовав некое ободрение, мы каемся перед Богом и открываем Ему свое сердце… Как-то я читал книгу «Архипастырь земли Костромской», посвященную архиепископу Костромскому и Галичскому Александру. Меня до глубины души тронуло наставление, сказанное ему митрополитом от лица Святейшего Патриарха Пимена: «Будь для священнослужителей и паствы не строгим отцом, а любящей матерью».

Кстати, если вспомнить Священное Писание, то мы увидим, что и первое чудо в Канне Галилейской было совершено после ходатайства Пресвятой Богородицы. Вот поэтому, даже спустя тысячелетия, мы притекаем к Ней со своими молитвами и просьбами. Я точно знаю — Матерь Божия слышит всех отчаявшихся и утративших надежду. Посмотрите на Ее икону, и, уверен, вы тоже это почувствуете.