Протоиерей Александр Зелененко

Святая Церковь Христова на службе пятой недели великого поста вновь зовёт нас к деятельному подвигу молитвы, поста и покаяния, ставя нас перед образом преподобной Марии Египетской. Среди многих замечательнейших по своей духовной высоте и святости житий одно из первых мест занимает житие преподобной Марии Египетской. Это житие – подвиг из подвигов. Оно свидетельствует о чуде победы силы Божией в человеке, о чуде превращения падшей грешницы в величайшую из святых, когда-либо живших на земле. Здесь мы видим яркий пример торжества духа над плотью, святости над грехом, света над тьмой, рая над адом, неба над грешной землей. «Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающе, демоны креста оружием погубляет. Сего ради царствия невеста явилася еси Марие преславная».

Все эти победы совершила одна и та же подвижница в течение второй половины своей жизни в условиях исключительных по своей суровости и трудности. Свое житие она открыла святому Зосиме, который незадолго до её смерти встретил Марию в пустыне.

И вся жизнь наша подобна жизни Марии Египетской; и, как она, мы порой хотим поклониться Живому Богу, хотим пробиться до Его животворного присутствия – и как часто мы этого не можем сделать! Как часто мы хотели бы молиться – но молитвы нет; мы хотели бы любить – но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли – а мысли разбегаются, расплываются; хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли – она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску – а крепости в ней нет… Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем:

«Неужели мне закрыт путь к Богу?». Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото... Не так случилось с Марией Египетской: её охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением... И всю свою оставшуюся жизнь превратила в благодарение Богу. Она поняла, что, получив то, что ей было дано, уже нельзя жить, как она жила, можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, и прожила такую дивную жизнь...

Нам тоже надо научиться этому: никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды...

Подвиг преподобной Марии своим крайним отвержением, своим неземным преодолением плоти говорит нам о поразительных возможностях человека и вдохновляет к большей ревности и усердию. Может быть, ещё более возможным является пример того, как блудница, забывшая совесть, перешедшая все границы в своих преступлениях, обратившись к Богу всем сердцем и вверив себя всецело воле Божьей, устремляется на невероятный подвиг и достигает высочайшей святости. Милосердие Божие никого не отвергает. Подвиг преподобной Марии обнадёживает, ободряет нас, делает её особенно близкой ходатаицей за грешных.

Нам иногда кажется, что наши грехи, хотя мы и каемся в них, непростительны и спасение для нас невозможно. Но оказывается, что в эти-то моменты сомнений и упадка духовных сил Господь и Матерь Божия особенно близки к нам: нелицеприятная оценка своего внутреннего состояния и искреннее покаяние в грехах быстро возвращают милосердие Божие и помощь Богоматери.

Таков первый урок из жития преподобной, указывающий, что никогда, ни при каких грехах и обстоятельствах не поздно покаяться и снискать милость Божию.

Получив от Богоматери разрешение на вход в храм для поклонения Честному Кресту Господню, укрепившему её проснувшиеся духовные силы, она вновь обратилась к Ней с молитвой, испрашивая благословения на дальнейшую жизнь. Получив от Неё направление в пустыню, она не колеблясь отправилась туда, причастившись Святых Тайн и имея с собой лишь три небольших хлебца. Какая преданность воле Богоматери! Какая решительная готовность резко изменить свою жизнь! С этого обычно и начинается духовный подвиг: с решительного перелома в ходе своей жизни, с резкого поворота в противоположную сторону: от распущенности и своеволия к полному воздержанию и послушанию воле Божией.

Мы всю жизнь топчемся на одном и том же месте и не находим в себе ни желания, ни силы для серьёзной борьбы с самим собой, со своей духовной расслабленностью. «Без решимости же, – говорит преподобный Серафим Саровский, – нельзя даже и начать своё спасение, а тем более стяжать духа Божия.

В этом заключается второй урок из жизни преподобной, призывающей проявить решительную заботу о своем спасении.

Суровое пустынническое житие преподобной Марии подтвердило нам жизненность Евангельских слов Господа: «не хлебом одним будет жить человек…» (Мф. 4:4). Да устыдит нас житие преподобной, в вечной погоне нашей за благами жизни и лакомым, сытным куском пищи и да поможет уразуметь, что не следует чрезмерно заботиться о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6:34).

В этом можно видеть третий урок из жития преподобной, зовущий нас довольствоваться малым и в пище и во всей обстановке своей жизни и за всё благодарить Господа.

Успешная борьба святой подвижницы с вожделениями и страстями своей природы постепенно одухотворяла её и так возвысила, что тело её полностью подчинилось духу, позволяя ей ходить по воде яко посуху, а дух её открылся для непосредственных откровений Божиих, она в совершенстве знала Священное Писание, не имея и не видя Библии. Господь Сам и питает, и укрепляет, и просвещает всякого, кто отдаёт Ему свою жизнь без остатка. Таков четвертый урок из жизни великой подвижницы.

Память преподобной Марии Египетской – извечного идеала православной аскезы – указывает на беспредельность человеческого совершенствования на пути к Богу. Духовное преображение, явленное преподобной Марией, показывает возможность обрести то, что по обычным человеческим меркам, обрести невозможно.

Да использует каждый из нас с помощью Божией все уроки, даруемые нам преподобной Марией Египетской в борьбе с самим собой, со своим рабством плоти и греху. Будем почаще обращаться к ней с молитвой: Преподобная Мати Марие, моли Бога о нас! Аминь.