«Отрада» или «Утешение», Парамифия (греч. Παραμυθιά),
Ватопедская икона Божией Матери.
Память 3 февраля (21 января)

В Спасо-Парголовском храме икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение» является одной из наиболее почитаемых. Перед ней почти каждую неделю служат акафист.

История иконы

В январе 807 года некий алжирский пират по имени Вардухан, обосновавшийся на острове Милос, одном из островов Кикладского архипелага, на 15 пиратских кораблях совершал набеги и опустошал острова Эгейского моря, побережья Фракии и Малой Азии. В тот месяц он решил напасть и на Афон. Он подготовил десять кораблей, взял с собой 200 пиратов и отправился к Ватопедскому монастырю. На рассвете 21 января разбойники пришвартовались в монастырской бухте, выстроились в боевом порядке и, затаившись, стали ждать утреннего открытия монастырских ворот.

Монахи, закончив утреню, расходились по своим кельям для краткого отдыха. В церкви остался один игумен, который продолжал молиться. Внезапно старец услышал исходящий от иконы Пресвятой Богородицы глас: "Не открывайте сегодня ворот. Поднимитесь на стены и прогоните пиратов".

Удивлённый услышанным, старец повернулся и взглянул на икону Богородицы и оказалось что лица Богородицы и Божественного Младенца чудесно ожили. Маленький Иисус простёр руку, прикрывая ею уста Своей Пресвятой Матери, и, обратив к Ней лицо, сказал: "Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях". Однако Богородица остановила руку Божественного Младенца, повернула лицо немного вправо и снова сказала: "Не открывайте сегодня монастырских ворот!" И, добавив: "Смотрите, покайтесь, ибо Сын Мой гневается на вас!" - в третий раз повторила Своё предостережение.

Потрясённый игумен созвал братию и рассказал монахам обо всём увиденном и услышанном. Те со страхом убедились, что священные лики на иконе изменили свое положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Её спасительный Промысел, иноки поднялись на стены.

Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные побежали на свои корабли и уплыли прочь.

Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться "Парамифия" (т. е. "Утешение", "Отрада"), и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание о том удивительном происшествии.

В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой "Отрада" была возжжена неугасимая лампада и зажигается большая свеча. В том приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери.

В образе "Отрада или Утешение" чудесным образом проявляется особое дерзновение Матери Божией перед Её Сыном - не только утешать грешных, но и гнев Божий отвращать от них.

Тропарь, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии,/ и припаде́м, в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́,// Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Ин тропарь, глас тот же

Я́ко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ на́м отра́ду и утеше́ние,/ на Тя́ бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ на́с изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х, благода́рственная/ воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Молитва 1

Наде́жда все́м конце́м земли́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, Утеше́ние и Отра́до на́ше! Не гнуша́йся на́с гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем. Угаси́ пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшия сердца́ на́ша. Очи́сти у́м на́ш от грехо́вных помышле́ний. Приими́ моле́ния от души́ и се́рдца с воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди Хода́таице о на́с к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гне́в Его́ от на́с Ма́терними моли́твами. Укрепи́ в на́с ве́ру правосла́вную, вложи́ в на́с ду́х стра́ха Бо́жия, ду́х смире́ния, терпе́ния и любви́. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, утиши́ бу́рю злы́х нападе́ний вра́жеских. Отыми́ бре́мя грехо́в на́ших и не оста́ви на́с до конца́ поги́бнути. Пода́ждь на́м ми́лость Твою́ и свято́е благослове́ние Свое́ все́м зде́ предстоя́щим и моля́щимся и всегда́ пребыва́яй с на́ми, подава́я приходя́щим к Тебе́ отра́ду и утеше́ние, по́мощь и заступле́ние, да сла́вим и велича́ем Тя́ вси́ до после́дняго на́шего воздыха́ния. Ами́нь.

Молитва 2

О, Пресвята́я Влады́чице Госпоже́ Де́во Богоро́дице, Неве́сто нетле́нная, Ма́ти благослове́нная, све́тлая на́ша Отра́до, вожделе́нное Утеше́ние! Приими́ ны́не дерзнове́нное и неотсту́пное моле́ние сие́, от гре́шных усте́н и недосто́йных душ Тебе́ приноси́мое пред святы́м и светоза́рным Твои́м о́бразом. Пощади́ ны, ми́лостивая и милосе́рдная и щедролюби́вая на́ша Засту́пнице, и не преда́ждь нас суду́ и гне́ву Сы́на Твоего́ и Спа́са на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же без числа́ согреши́хом и пови́нни есмы́ осужде́нию и пра́ведному Его́ изрече́нию, е́же наказа́тися по грехо́м на́шим, превозше́дшим вся́кую ме́ру Его́ долготерпе́ния. Прини́кни с высо́т Твои́х го́рних, иде́же А́нгели тре́петно сла́вят Тя, и воззри́ на на́шу до́льнюю нищету́: ка́ко обнища́хом ве́рою, ка́ко бе́дствуем наде́ждею и оскуде́хом любо́вию, ка́ко умо́м омрачи́хомся, се́рдцем же и чу́вствы ожесточи́хомся. Уврачу́й нас моли́твою Твое́ю, Де́во целе́бнице. Возста́ви ны, па́дшия ду́хом, укрепи́ разсла́бленныя умо́м, возбуди́ уны́лыя и отча́янныя, исцели́ боля́щия душе́ю и те́лом. При́зри на гра́д сей [или́: оби́тель сию́, или́: ве́сь сию́] и пощади́ его́, Бо́жий отводя́щи Твои́м предста́тельством гнев. Укроти́ го́рдостная стремле́ния люде́й и богоотсту́пная их шата́ния. Возве́й ти́хое дыха́ние благода́ти Твоея́ на смяте́нныя ду́ши и сокруше́нная сердца́. Сохрани́ супру́жеству чистоту́, матери́нству че́сть, де́вству благослове́ние. Низпосли́ под кров жили́щ на́ших освяща́ющий луч боже́ственнаго све́та, да облича́тся дея́ния неподо́бная и устыдя́тся ре́чи ху́льныя, и укротя́тся мы́сли зло́бныя. О миролю́бивая, бла́гостнейшая и тиша́йшая Де́во Ма́ти, о паде́ниих на́ших скорбя́щая, о спасе́нии на́шем воздыха́ющая! Утоли́ церко́вныя бу́ри, умири́ раско́лы, собери́ расточе́нныя, обрати́ отпа́дшия и всех приведи́ в едине́ние Святы́я Це́ркве, да единоду́шно и единому́дренно сла́вится на земли́, я́коже и на небеси́, еди́ное святе́йшее и спаси́тельное и́мя Единосу́щныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.