Клавдия Степанец, Ольга Марусова

Период Гражданской войны и репрессий 20-40-х годов в России стал временем самых массовых гонений на христиан. История практически каждого монастыря хранит память этих страшных лет, но с особенной силой мы осознаем значение произошедшей трагедии, посещая места, входившие в состав ГУЛАГа.

Свирский монастырь


Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Первая точка нашего путешествия — древний монастырь, основанный св. прп. Александром Свирским в конце ХV столетия среди глухих лесов Олонецкого края. Как красива Северная природа! Тихая, ненавязчивая. Какая гармония воды, света и архитектуры! Мелкий дождик как будто подчеркивает цель нашей поездки – не мешает, а заставляет замолчать и задуматься: о красоте, данной нам даром и с любовью, о чуде сохранения мощей прп. Александра и о жестокости людей, забывших Бога.

За 500-летний период своего существования монастырь претерпел много испытаний. Были годы, когда в обители после разрушений оставалась только главная святыня — мощи св. прп. Александра. Во время последнего разорения монастыря в 1918 году были вывезены и мощи преподобного; 5 монахов, пытавшихся защитить святыню, были расстреляны. В 1930-е годы в монастыре располагалось отделение Свирьлага, одного из самых страшных лагерей в системе ГУЛАГа. Не осталось никаких следов существования этого концентрационного лагеря, его архив уничтожен. Смертность от истощения была так велика, что после одной из проверок лагерь был расформирован. Отсутствие архива не позволяет назвать имена всех исповедников, отбывавших здесь срок. Сегодня мы знаем, что в разные годы в этом лагере в заключении находились священномученики архиепископы Августин (Беляев) и Феодор (Поздеевский), княжна Кира Оболенская, сын московского старца Алексия Мечева священномученик Сергий Мечев. Здесь же отбывал срок известный философ А.Ф. Лосев, осужденный за работу «Диалектика мифа», в которой он доказал, что большевики заменяют реальность мифологическими фантомами. Эти мифы живы до сих пор. В сочинениях и сейчас можно встретить такие расхожие фразы: «Революция 1917 года вызвала огромный революционный подъем трудового народа»… А люди, оставшиеся в Церкви сохраняли трезвое и ясное понимание происходящего, на них пропаганда не действовала.

Жизнь в монастыре налаживается. Самым большим событием стало обретение мощей основателя обители — преподобного Александра Свирского - 30 июля 1998 года. Еще когда мощи были на столе экспертов, они стали мироточить. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель.

Среди учеников св. Александра были и прпп. Геннадий и Никифор – основатели монастыря на озере Важа - нашей следующей остановки.


Мощи преподобного Александра Свирского

Важеозерский монастырь и Интерпоселок




Важеозерский монастырь

История Важеозерского монастыря связана с именем св. прав. Иоанна Кронштадтского, неоднократно посещавшего эти места. Он дал свое благословение и стал первым щедрым жертвователем на восстановление монастыря после страшного пожара 1885 г., уничтожившего практически все монастырские постройки. Мало, кто знает, что совсем недавно в ПСТГУ было проведено исследование: кто из живших в ХIХ веке знал наибольшее число будущих новомучеников, повлиял на их судьбы, подготовил их к грядущим испытаниям. Таким человеком оказался св. прав. Иоанн Кронштадтский. Даже в самых кратких биографических справках многих новомучеников упоминается о благословении, помощи о. Иоанна или исцелении, полученном по его молитвам.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пророчестовал с поразительной точностью о грядущих страшных гонениях. Не обошли репрессии и Важеозерский монастырь. В 1920-е годы иноки были расстреляны прямо на территории обители, о чем сегодня напоминает поклонный крест.

В 1935 году на территории бывшего монастыря началось строительство Интерпоселка, для работы в котором приехали около 10 тысяч человек разных национальностей. Не осталось никаких следов существования этого поселка, и никто уже не помнит, для чего они сюда приезжали. Воистину: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс. 126, 1).

Древнюю обитель уничтожить не удалось: с 1991 года монастырь восстановлен на прежнем месте. Летом 2000 года в монастырь были перенесены из Санкт-Петербурга в Важеозерский монастырь мощи блаженного инока Владимира, некогда насельника этой обители.


Инок Владимир

Инок Владимир (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) родился 16 апреля (ст. ст.) 1862 года в г.Луге, а отошел в вечность 26 января (ст.ст.) 1927 года. С раннего отрочества, отрекшийся от мирских удовольствий и удобств жизни, инок Владимир за свою простоту, кротость и строгую жизнь удостоился благодатных духовных даров. Как указывает апостол Павел: «Дары Духа Святого суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Имея все эти Евангельские дары, инок Владимир в подражание своему Учителю воспринял Завет Христа Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Всюду ходил этот светильник, разнося свет Христов. Сердце его было милосердное, жалостливое, участливое и сострадательное. Веру крепкую в непрестанных трудах держал, как преданный воле Христовой. Кроток в отношении с людьми, умалялся, приняв подвиг юродства. Был воздержан в мыслях, словах и поступках. Естественно, он не остался незамеченным, имея многих почитателей и учеников. Как пророк, имел дар предвидения, прозорливости, инок Владимир часто отвращал людей от необдуманных и неверных поступков, направлял по правильному пути. По его молитвам люди получали помощь и исцеление. Инока Владимира окружали множество людей. Среди них были разные: не только почитатели старца, но и те, кто поносил его, кто зло смеялся над ним, иные бросали в него камни и грязь, некоторые безразлично отворачивались от этого угодника Божия.

Недавно появились свидетельства о его мученической кончине: когда он ехал в трамвае пьяные матросы его избили и на полном ходу вытолкнули с трамвая. Упав на мостовую, блаженный разбился насмерть.

Своим духовным чадам блаженный инок Владимир незадолго до своей кончины говорил, что будет похоронен в Важеозерской обители у трех берез под звон колоколов. Завещание старца осуществилось. В настоящее время ведется работа по сбору документов для канонизации инока Владимира.


Важеозерский монастырь. Церковь Всех Святых

Мы присутствовали на вечерне в обителе: горят только свечи, неспешно идет сосредоточенная монастырская служба, хор из двух монахов. Благостно и покойно на душе! Выйдя из церкви, мы погрузились в туман. Монастырь, его соборы и часовни как бы парили над землей, и Крест, осеняющий нас в дорогу, молчаливо напоминал о горестном прошлом и непростом настоящем.


Медвежьегорск. Краеведческий музей.

Дальше наш путь лежал через Петрозаводск к северной оконечности Онежского озера. Здесь расположен город Медвежьегорск, преобразованный из станции Медвежья Гора при строительстве Беломоро-Балтийского канала. Когда мы готовились к поездке, нередко спрашивали, что там, в этом Медвежьегорске, вот в Дивеево – благодать… А в Медвежьегорске сохранилось здание бывшей гостиницы, построенной заключенными для лагерного начальства: серое здание в стиле конструктивизма 30-х годов, с обзорной башней, бильярдным залом, номерами по классу 5-звездочного отеля, автономной котельной, внизу –сауной...

Сейчас в здании располагается Медвежьегорский краеведческий музей. Здесь собраны предметы дореволюционного была русских крестьян, живших в этих местах. Какая красота, забота, продуманность мельчайших деталей, любовь исходит от этих вещей! Какая талантливая яркая нарядная вышивка радует глаз! Размеренный уклад христианского быта. А в соседнем зале - серые экспонаты лагерного быта, фотографии заключенных, изнурительный бессмысленный труд – мы оказались на территории ББК. Нам рассказали о трагической истории строительства канала. Путь, по которому он проходит, был известен давно - сделать его судоходным пытались и в XIX, и начале XX века. Скальный грунт, обилие водопадов становился непреодолимым препятствием для предлагаемых проектов, но не для советской власти. В начале 1930-х без техники, практически вручную в рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, для подвоза материалов проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. Канал длиной в 227 км был построен за двадцать месяцев — с сентября 1931 года по апрель 1933-го. Люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на "великую стройку". По самым приблизительным оценкам на строительстве Беломоро-Балтийского канала погибли около 100 тыс. человек. Как же легко и быстро жизнь может превратиться в ад!


Повенец-храм свт. Николая


Вид на Никольский храм со стороны канала

Первые шлюзы канала начинаются в 20 км от Медвежьегорска – в поселке Повенец. Здесь в память о погибших при строительстве ББК возведена церковь во имя Святителя Николая. Это первый храм в Карелии, построенный после 1917 года. Церковь напоминает и старинную сторожевую башню с узкими окнами, и бетонные стены шлюзов канала, а в очертаниях пяти куполов угадываются мотивы традиционного для севера деревянного зодчества. Патриарх Кирилл, посетивший Никольскую церковь в 2010 году, сказал: «…Прекрасный храм воздвигнут здесь. Не было бы храма — и у Повенца не было бы своего лица. Однако есть это чудное лицо — лицо города с тяжелым прошлым, но, мы надеемся, с добрым и светлым будущим. Посещайте этот Божий храм, молитесь — здесь Бог будет особенным образом слышать вашу молитву». Храм выглядит гораздо значительнее канала, в котором нет ничего грандиозного. Он скучен и зауряден, а храм по-настоящему величественен.




Сандармох


Сандармох. Часовня Георгия Победоносца

Конечной точкой нашего паломничества стало урочище Сандармох - "Бутово северо-запада". По разным данным здесь были расстреляно от семи до девяти с половиной тысяч человек - заключенные Соловецкого лагеря, спецпоселенцы и жители окрестных сел — простые рыбаки, крестьяне и священники. Массовые расстрелы начались в Сандармохе 11 августа 1937 года и продолжались в обстановке строжайшей секретности 14 месяцев. Посреди этого тихого леса не слышно даже пения птиц. Никого! Одни холмы могил и портреты тех, кто был здесь расстрелян. И стоит часовня, где и мы помолились за невинно убиенных!»

Что мы выносим из этой трагедии? Протоиерей Сергий Оржаховский перед панихидой в урочище Сандармох в 2013 году очень верно сказал: «Как свидетельствует история Ветхого Завета — богоизбранный народ Израильский всегда наказывался за отступления от Бога. И тот народ, который назвал себя Святой Русью и был хранителем Православия и отступился от него, принес эту жертву — жертву за свое неверие и за отступление от Бога. Поэтому нельзя считать, что причина трагедии в палачах, их злодеяниях. Нет, они были лишь бичом в руках Божиих за наше неверие, наше отступление от Бога.

Мы должны быть благодарны тому, что мы обратились к вере, что в нашей жизни смерть больше не царствует. Пасха — наша надежда, наша радость и радость тех, кто здесь лежит, потому что для них нет вечной смерти, а есть надежда на воскресение к вечности.

…Они принесли себя в жертву и за свои грехи, и за грехи своих отцов, может быть отчасти и за нас. Поэтому мы должны быть благодарны этой памяти, хранить ее, уповать на милость Божию и всегда торжествовать, потому что нам Господь дает победу над смертью.»

Известно, что народ в первую очередь формирует единство исторической судьбы, поэтому сохранение исторической памяти так важно, особенно сейчас, когда появляются настойчивые попытки переписать историю. К каким трагическим последствиям это может привести мы видим на примере Сербии, Украины...

В наше время многие отмечаются заметный спад интереса к отечественной истории. Эта тенденция не является специфически русской. Например, старец Паисий Святогорец в одном из своих поучений рассказал о встрече со студентом, который практически ничего не знал о своей Родине (!). По словам отца Паисия, подобное равнодушие к современности, сочетаемое с забвением прошлого, чревато самыми трагическими последствиями: «Когда придут наши “друзья”, наши “добрые соседи” и скажут: “Это не ваша, а наша Родина”, им ответят: “Да, вы правы, так оно и есть” [Старец Паисий Святогорец «Слова» Том I. М., 2008. Стр. 338.]». Скорее всего, это явление связано с угасанием религиозного чувства.

Одним из узников ГУЛАГА был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Ему чудом удалось выжить. Уже будучи пожилым человеком, он написал о нравственном значении сохранения исторической памяти.

«Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.

Память – преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственной значение памяти. ‟Беспамятный” - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

Совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами. Это не только не нужно, но и невозможно…» [Д.С. Лихачев Письма о добром и прекрасном].

Изучение эпохи, в которую пришлось жить исповедникам веры, позволяет сохранить историческую память, сделать ее живой. Особенно это важно для молодежи, но и для тех, кто несет в себе советский опыт, такие поездки помогают пересмотреть многие привычные и устоявшиеся стереотипы.

Поездки по местам, связанным с памятью новомучеников, пока, к сожалению, не стали массовыми, эта тема продолжает отпугивать многих людей. Но мы надеемся, что ситуация изменится.

Посещение мест, связанных с ГУЛАГом помогает осознать значение подвига новомучеников и масштаб катастрофы, к которой привело наш народ богоотступничество. Такие поездки могут помочь многим укрепиться в вере.

Новомученики как лучи Божественного света освещают нам путь ко Христу, в Котором мы обретаем подлинную жизнь.